Игорь Бунин: "Год воспринимается большинством негативно"
Игорь Бунин,
директор Центра политических технологий:
В рамках качественного социологического исследования его участники ответили на вопросы о том, какие проблемы и тенденции прошедшего года они считают наиболее значимыми.
2012 год воспринимается большинством респондентов скорее негативно, практически независимо от их отношения к власти. Это соответствует тенденциям, выявленным в докладе Центра стратегических разработок, обнародованном в октябре прошлого года.
Полностью лояльные власти респонденты (сторонники "Единой России" и Путина) говорили либо об ухудшении ситуации в стране, либо об отсутствии явных изменений.
В числе конкретных негативных изменений представители данной группы чаще упоминали ухудшение уровня жизни: повышение цен на услуги ЖКХ, бензин, транспорт и продукты на фоне сохранения прежнего уровня зарплат и пенсий.
Часть респондентов этой группы говорили об отсутствии как позитивных, так и негативных изменений, что не мешает сохранять им надежды на будущее (главное, что нет войны и страна не развалилась, со временем будет лучше, выкарабкаемся). Более оптимистичны настроения в Краснодаре и Майкопе. Там отмечали успехи власти, говорили, что у них растет оптимизм и гордость за страну, за происходящее укрепление ее позиций на международной арене. В других регионах упоминали лишь точечные конкретные достижения и улучшения. Тем не менее даже такие респонденты не верят в возможность значительных улучшений в России в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Периферийные сторонники власти (сторонники Путина, не сторонники "Единой России") отмечали как позитивные, так и негативные изменения, которые принес 2012 год. Уменьшили оптимизм этой группы снижение уровня жизни из-за роста тарифов, стихийные бедствия (события в Крымске) и реакция на них власти.
Сторонникам оппозиции и протестным респондентам год в целом убавил оптимизма. Перечень причин снижения оптимизма был крайне разнообразен в связи с различными социально-политическими установками респондентов этой группы:
- обострение социальных проблем: рост цен, отсутствие роста пенсий, перспектива введения платного среднего образования и непосильной для многих ежемесячной платы за детский сад;
- "развал" Пенсионного фонда (старшее поколение опасается, что их дети и внуки останутся без пенсии), повышение в два раза отчислений в ПФ для индивидуальных предпринимателей, спровоцировавшее уход в тень многих из них;
- сохранение сырьевой направленности экономики. Тот факт, что относительное благополучие страны держится на ценах на нефть, не внушает этим опрошенным оптимизма;
- ухудшение политической ситуации. Респонденты отмечали, что к концу 2012 г. им стало полностью очевидно отсутствие в стране свободной политики;
- государство все больше стало вмешиваться в личное пространство человека, что также снижает уровень оптимизма.
По мнению либеральных респондентов (в региональном аспекте данная точка зрения была больше представлена в Москве), в конце 2011 — начале 2012 года у них были надежды на позитивные изменения, связанные с повышением протестной общественной активности населения, а также тем, что власть услышит запрос населения. Однако в 2012 году эти надежды исчезли. В целом год воспринимается этой группой как год победы государственной власти над несистемной оппозицией.
Обращает на себя внимание, что многие респонденты (в первую очередь в экономически депрессивных регионах центра и северо-запада) причины для отсутствия оптимизма видят не столько в глобальных событиях, сколько в снижении качества жизни, в отсутствии конкретных улучшений в важных для себя сферах жизни. "Если копнуть вниз, там люди вот-вот начнут голодать. А если ребенка будет кормить нечем, то они не будут разбираться — и нас, среднеобеспеченных, снесут, и мы будем крайними здесь", — одно из мнений.