Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Путин повел рабочую встречу с Министром экономического развития Андреем Белоусовым

Владимир Путин повел рабочую встречу с Министром экономического развития Андреем Белоусовым

Глава Минэкономразвития информировал Президента о подготовке комплекса мер по защите интересов производителей при их участии в тендерах и госзакупках и по исключению возможностей для махинаций со стороны посредников.

По словам Андрея Белоусова, большинство защитных мер учтено в законе о федеральной контрактной системе, который вступит в силу с 1 января 2014 года. В числе мер, предусмотренных законом, Министр, в частности, назвал чётко прописанную процедуру установки начальной цены, что исключит возможности махинаций. В новом законе также предусмотрен механизм защиты прав поставщика услуг – возможность досудебного расторжения контракта.

Но универсальная проблема – это проблема гарантий. У них величина лота, который они выигрывали, 71 миллион рублей. Под этот лот тот, кто проводит тендер, требует обеспечение в виде банковской гарантии. В данном случае это почти девять миллионов рублей.

В принципе, это не очень много, вроде 12–13 процентов. Но для компаний малого и среднего бизнеса это вещь абсолютно неподъёмная, потому что банк, чтобы дать им эту гарантию, фактически требует стопроцентного обеспечения. То есть необходимо где-то найти эти девять миллионов и положить на депозит в банке. И плюс ещё платить где-то порядка одного процента за обслуживание этой гарантии.

По стране у нас сейчас 36 миллиардов капитализация этих гарантийных фондов, и примерно они обеспечивают 100 миллиардов кредитов.

Фонды работают, хотя по стране их сильно не хватает, и сейчас нас малые предприниматели атакуют, чтобы мы всячески увеличивали эти гарантийные фонды.

Если брать госзакупки: первая проблема, которая возникает, которая не была урегулирована в 94-м Федеральном законе, - это игры с первоначальной ценой. То есть недобросовестный заказчик завышает первоначальную цену, торги идут от неё, и компания, которая идёт в качестве посредника, может очень сильно цену опустить, потому что она всё равно завышена. А добросовестный участник тендера просто не знает о том, до какой степени он цену может опускать, у него нет инсайдерской информации, и так далее.

В результате складывалась ситуация, когда очень много добросовестных компаний, производителей продукции, которые должны идти на заказ, они даже не обращались к соответствующим торгам, к соответствующим конкурсам. Не приходили, потому что знали, что всё равно в результате этой операции победит посредник, и он к ним же придёт за исполнением этого заказа.

Второе, что было, - это сама возможность демпинга. В 94-м ФЗ была искусственно, на мой взгляд, увеличена доля цены при рассмотрении конкурсов. То есть доля цены была не ниже 55 процентов. Фактически ценовой фактор был решающим, чтобы выиграть. Не качество продукции, не квалификация, не опыт, который был у производителя, а именно цена. Собственно, весь конкурс строился в значительной мере вокруг цены. Это второй момент, который позволял здесь играть.

Мы всё это дело учли в рамках федеральной контрактной системы – закон, который Вы подписали и который должен вступить в силу с 1 января 2014 года. Почему такой большой срок – потому что большое количество нужно ещё принять подзаконных актов, создать информационную систему.

Как эти проблемы решаются? Во-первых, в отличие от 94-го ФЗ в самом законе – он называется «О контрактной системе» – чётко прописана процедура установления начальной цены, то есть ФАС будет следить за тем, чтобы эти процедуры не нарушались. То есть саму эту процедуру мы в закон включаем, в саму процедуру торгов – то, чего сейчас в рамках 94-го закона нет.

Второе. В законе установлены ограничения по демпингу. То есть если какая-то компания сильно демпингует, и цена снижается больше 10 процентов, то, во-первых, требуется дополнительное обеспечение. Это для компаний уже является соответствующей нагрузкой, причём она там сильно увеличивается.

И тендерный комитет – те, кто проводит торги, – имеет право потребовать обоснование, почему идёт такое снижение цены. Потому что, может быть, компания действительно сверхэффективная, но, как правило, оказывается, что там немножко другие вещи играют.

Третье, что, на мой взгляд, очень важно – снижена доля цены при формировании конкурса и определении победителя. Если здесь, 55 процентов, то там доля цены снижена до 25 процентов. Это совсем другой уровень, то есть фактически играть основную роль при победе на конкурсе будут вопросы качества.

Четвёртое – вводится предквалификация. То есть есть возможность поставить фильтр, и к конкурсу будут допускаться компании, которые имеют соответствующий опыт, соответствующее оборудование. Особенно это важно для НИОКРов, для работ такого рода.

И последнее – уж если действительно компания-посредник или какая-то компания, которая не имеет соответствующих навыков работы, всё-таки прошла через все эти барьеры и не выполнила работу, то теперь у заказчиков появляется право в досудебном порядке расторгнуть контракт. Это был очень сильный камень преткновения.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости