Решение принято, теперь саботируем
Пенсионная реформа увязла в бюрократии и спорах
Пенсионную реформу разрабатывали почти весь 2012 год: активные дискуссии начались еще весной, а концепцию развития пенсионной системы России до 2030 года Министерство труда представило только в октябре. Хотя официально чиновники и говорят о необходимости повысить эффективность и справедливость пенсионной системы, основной целью реформы считается сокращение дефицита Пенсионного фонда РФ, превышающего триллион рублей. В итоговую концепцию вошло четыре основных элемента: повышение страховых взносов для самозанятого населения, сокращение накопительной части пенсии с шести до двух процентов, рост пенсионных налогов для работников вредных производств и пересмотр пенсионной формулы (см. врез).
О первых трех компонентах пенсионной реформы «Лента.ру» подробно уже писала. Что касается пенсионной формулы, то, несмотря на одобрение концепции реформы в декабре, формула тогда еще не была готова, и она не опубликована до сих пор. Ее общественное обсуждение будет продолжаться до 15 июня, а сама формула начнет работать не раньше 2015 года. Формула предполагает, что действующее разделение на базовую, накопительную и страховую часть пенсии будет сохранено. Первая часть будет гарантированной государством социальной выплатой, своего рода «страховкой от бедности». Страховая часть будет зависеть от среднего размера зарплаты гражданина, с которой он уплачивает налоги в пенсионную систему. Разработчики формулы полагают, что она должна гарантировать гражданину замещение после выхода на пенсию 40 процентов утраченного заработка.
В результате из всех элементов пенсионной реформы в 2013 году не был пересмотрен только один — повышение страховых взносов для работников вредных производств, имеющих право на досрочную пенсию. «Лента.ру» решила напомнить, какие решения были пересмотрены, какие не работают из-за бюрократии, а какие еще не приняты, но уже активно критикуются.
Сокращение накопительного компонента было пересмотрено еще в декабре, почти одновременно с одобрением концепции пенсионной реформы. Тогда Владимир Путин заявил, что граждане в течение 2013 года должны иметь право выбрать, сохранять ли им накопительную часть в неизменном виде или направить две ее трети в солидарную часть (о том, как работают накопительная и солидарная части, см. врез). В январе президент уточнил, что такое право должно остаться у граждан и после 1 января 2014 года. Первоначальная концепция пенсионной реформы предполагала, что накопительный компонент сократится у всех граждан в обязательном порядке. Не исключено, что решение Путина было вызвано критикой сокращения накопительной части финансовым блоком правительства, банками и негосударственными пенсионными фондами (достоинства накопительной системы «Лента.ру» уже разбирала). В то же время власти фактически отказались от ключевого способа ликвидации дефицита Пенсионного фонда.
В настоящее время на зарплаты россиян начисляется 22 процента (входят в общую 30-процетную ставку страховых взносов), которые направляются в Пенсионных фонд. Из них 16 процентов составляют солидарную часть и направляются на текущие выплаты пенсионерам. От того, сколько гражданин уплатил страховых взносов, зависит его солидарная (страховая) часть пенсии. Остальные шесть процентов составляют накопительную часть. Граждане могут передавать ее управляющим компаниям и НПФ. Средства инвестируются в финансовые инструменты и могут наследоваться родственниками пенсионера. Деньгами тех, кто не перевел свои средства, управляет государственный ВЭБ. Концепция пенсионной реформы предполагает сокращение накопительной части с шести до двух процентов.
Решение президента о праве сохранять накопительный компонент, однако, также не выполняется. Оказалось, что чиновники не успели разработать соответствующие бланки, в результате чего граждане не могут написать заявления на сохранение накопительной части пенсии. Кроме того, необходимые законодательные акты также не были разработаны. В конце апреля Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) написала курирующему реформу вице-премьеру Ольге Голодец письмо. В нем НПФ предупредили правительство, что из-за проволочек у граждан появится право сделать пенсионный выбор не раньше четвертого квартала текущего года. В результате времени на осознанный выбор гражданам просто не хватит, учитывая, что сейчас только 22 процента населения знают о том, что у них будет возможность сделать этот выбор. НПФ, в свою очередь, не хватит трех месяцев на информирование будущих пенсионеров.
Повышение пенсионных налогов для самозанятого населения стало причиной массового ухода в тень и прекращения бизнеса индивидуальных предпринимателей и, по всей видимости, будет отменено. С 1 января текущего года страховые взносы для ИП были увеличены в два раза: с 17 до 35 тысяч рублей в год. В результате с начала года с регистрации снялось 330 тысяч индивидуальных предпринимателей, а в «Опоре России», занимающейся защитой малого бизнеса, предупредили, что по итогам года страна может потерять еще около 600 тысяч ИП. В правительстве, Совете Федерации и Госдуме начались дискуссии, большинство из которых сводились к тому, что налог необходимо вернуть на прежний уровень. В итоге снижение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей поддержали и Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев. 12 апреля премьер пояснил, что страховые взносы для ИП будут снижены вдвое и зафиксированы на уровне 2012 года. Налоги будут повышены только для предпринимателей с годовым оборотом выше 300 тысяч рублей: им придется платить еще один процент с выручки. Когда будут внесены изменения, пока неясно.
Повышение необходимого для пенсии трудового стажа также активно критикуется, так как фактически может считаться завуалированным способом увеличения пенсионного возраста. Минимальный трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию, будет повышен до 15 лет, но он будет гарантировать только минимальные выплаты. Для получения обещанного коэффициента в 40 процентов гражданам необходимо проработать 30 лет и получать зарплату не ниже средней по стране. При этом большинство россиян имеют доход ниже среднего; следовательно, для желаемой пенсии им придется работать и после пенсионного возраста. При этом формула содержит ряд пунктов, которые мотивируют граждан выходить на пенсию как можно позже. Так, трудовая деятельность в течение пяти лет после 60 лет для мужчин и 55 для женщин позволит увеличит пенсию на 85 процентов. На протяжении трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста получать полную пенсию, как сейчас, они не смогут, что многие также сочли нарушением прав граждан.