Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Отчет Губернатора Георгий Полтавченко перед Законодательным Собранием Санкт-Петербурга

Отчет Губернатора Георгий Полтавченко перед Законодательным Собранием Санкт-Петербурга

Губернатор Санкт-Петербург Георгий Полтавченко выступил с отчетом перед депутатами Законодательного Собрания.

Рецессия в еврозоне и общая неустойчивость мировых рынков серьезно затрудняют процесс привлечения новых инвесторов в Петербург. Столкнувшись с ограниченностью внешних ресурсов, Правительство Санкт-Петербурга сместило фокус внимания на эффективное использование ресурсов имеющихся. Главные усилия были сосредоточены на максимальном сохранении совокупного капитала города, соответствующего ему уровня жизни и социальных гарантий. И эта задача была успешно решена.

Основные индикаторы социально-экономического развития показали в 2012-м году умеренный рост. Валовый региональный продукт увеличился на 4,5% в сопоставимых ценах и превысил темпы роста ВВП страны. Оборот организаций города вырос в среднем на 9,9%. Среднемесячная начисленная зарплата увеличилась на 11% – до 33171-го рубля. Реальные денежные доходы на душу населения в Санкт-Петербурге составили 27164 рубля. Они по-прежнему значительно превышают среднероссийский уровень.

Выражаясь языком биржевых сводок, Петербург завершил 2012-й год в «зеленой зоне». Уменьшилась скорость движения вперед. Но снижение темпа в новых экономических условиях – явление закономерное.

Во-первых, более интенсивный рост предшествующих лет носил ярко выраженный восстановительный характер. Два года понадобилось Петербургу, чтобы индекс промышленного производства отыграл 20 процентов кризисного падения. По итогам 2011-го года промышленность города перекрывала докризисный уровень всего на 2,7%. На таком фоне прошлогоднее увеличение индекса на 4,3% - хороший результат. Это намного лучше среднего по России значения, которое составляет 2,6%.

Во-вторых, из-за возвращения прибыли нефтегазовых концернов к местам ее получения Петербург не просто лишился дополнительных доходов, но и понес бюджетные потери. Я напомню, что с 2005 по 2011 годы город получил от нефтегазовых компаний более 166 млрд рублей сверх бюджетного плана. Именно эти платежи во многом придавали ускорение нашей экономике. Теперь «плюс» сменился на «минус». Только за один 2012-й год город недосчитался 26,5 миллиардов рублей. И прирост, полученный в других секторах экономики, пошел на компенсацию потерь, а не на увеличение ВРП и повышение качества жизни петербуржцев.

В-третьих, докризисная модель не меняется в одночасье. Чтобы развиваться дальше, с опорой на собственные силы, чтобы сформировать новые точки роста, нужен анализ внутренних ресурсов и возможностей. Поэтому для Правительства города прошлый год стал годом инвентаризации доходов и расходов, имущества, законодательной базы. В некоторых отраслях правила игры пришлось менять на более прозрачные и более выгодные для горожан. Такого рода процессы не могут давать моментального эффекта и сопровождаться резким подъемом показателей. Но оптимизация расходов помогла городу сохранить положительную динамику.

В 2012-м году город сделал несколько новых шагов навстречу инвесторам. Порог получения максимальных налоговых льгот снижен с 3 млрд до 800 млн рублей за счет изменения соответствующего закона. Принят новый закон для стратегических инвесторов. Льгота по налогу на прибыль предоставляется им на 7 лет при условии реализации масштабных проектов с объемом инвестиций от 15 млрд рублей.

В целом инвестиционные итоги года получились неоднозначными. С одной стороны, инвестиции в основной капитал, по данным Петростата, уменьшились на 7,4% и составили 352 млрд рублей. С другой стороны, общий объем иностранных инвестиций впервые в истории города преодолел планку в 10 млрд долларов. И если посмотреть, какие сектора экономики росли быстрее других, то станет очевидной их связь с рекордными капиталовложениями из-за рубежа. 82% иностранных инвестиций были направлены в обрабатывающие производства. Из них без малого 2 млрд долларов – в производство транспортных средств и оборудования. И, как вы знаете, производство легковых автомобилей в нашем городе выросло за прошлый год в 1,5 раза, производство автокомплектующих – в 1,6 раза.

Торговые кредиты на сумму 3,7 млрд долларов способствовали стремительному росту транспортных перевозок. Если по итогам 2011 года общий объем услуг транспортных предприятий увеличился на 2,8% в действующих ценах, то по итогам 2012 года – на 22,7%. Оборот розничной торговли в 2011-м вырос на полпроцента в товарной массе, а в прошлом году – на 8,1%.

Очевидно, что рекордные иностранные инвестиции оставили заметный след в экономике города и помогли компенсировать выпавшие доходы. Санкт-Петербург сохраняет свою инвестиционную привлекательность. В декабре 2012 года ведущее российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило нашему городу рейтинг 1А как региону с максимальным потенциалом и минимальным риском. По результатам регионального исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса в России – 2012» наш город признан лучшим по легкости регистрации предприятий. В годовом рейтинге Минэкономразвития Петербург поднялся с 3-го места на 1-е по доле прибыльных предприятий.

По данным Центра развития ГЧП и Торгово-промышленной палаты России наш город с большим отрывом лидирует и в федеральном рейтинге готовности к государственно-частному партнерству. Решающую роль здесь сыграло подписанное в 2012-м году финансовое закрытие соглашения о создании и эксплуатации на основе ГЧП автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Самый важный и технически сложный центральный участок ЗСД имеет инвестиционный бюджет 123 млрд рублей. Он стал крупнейшим в мире ГЧП-проектом в области платных дорог и получил в прошлом году 6 престижных международных наград. В частности, он назван «Лучшим городским проектом развития в Европе в 2012 году».

В соответствии с решениями декабрьского Госсовета по инвестициям город приступил к созданию новой структуры для работы с инвесторами. Я возглавил вновь созданный Совет по инвестициям. Разрабатывается инвестиционная стратегия Петербурга. Я согласен с фракцией КПРФ – на смену так называемому «индивидуальному подходу» к инвестиционным договорам должна прийти четко выстроенная система.Иначе мы рискуем упустить потенциального инвестора по внутренним причинам - из-за отсутствия подготовленных территорий или из-за конфликта интересов между бизнесом и жителями города.

Поэтому в декабре прошлого года мы решили принципиально изменить подход к планированию социально-экономического развития. По моему поручению Правительство приступило к подготовке Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года. С ней должны будут коррелироваться проекты из инвестиционного портфеля, все государственные программы развития территорий и отраслей, а также целевые программы, включая концепцию промышленной политики.

Промышленность остается локомотивом городской экономики. На ее долю в 2012-м году приходилось 29% ВРП. Рост промышленности обеспечил, главным образом, машиностроительный комплекс. По отгрузке машин и механизмов Санкт-Петербург опережает другие регионы России – на долю города приходится 12,1% от общего объема по стране.

Доля самого молодого, медико-фармацевтического кластера в промышленном производстве города еще не очень велика. Но темпы и характер развития позволяют считать его образцом для инновационных отраслей. В 2012-м году он был включен в перечень 25 пилотных инновационных кластеров России. Причем в ходе конкурсного отбора две петербургские заявки – кластера фармацевтической и медицинской промышленности и кластера радиационных технологий – были объединены, а общая программа одобрена Минэкономразвития.

Новая отрасль привлекает серьезные частные инвестиции, в том числе иностранные. 70 млн долларов вложит в строительство завода компания «Ар Си Ай Синтез». Открылась вторая очередь завода «ПОЛИСАН» с объемом инвестиций 3 млрд рублей. Вышла на строительную площадку компания «Новартис-Нева».

Производственные линии и лаборатории кластера быстро набирают обороты и дают неплохие отчисления в бюджет. Первая очередь завода «Биокад» уже принесла в 2012-м году более 300 млн рублей налогов, в том числе более 120 млн – в бюджет Санкт-Петербурга. Кластер активно использует интеллектуальный потенциал нашего города. В 2012 году в Приморском районе заложен уникальный Центр протонной лучевой терапии – в мире всего 20 таких центров. Компании-участники уже подписали 5 соглашений и меморандумов о сотрудничестве с Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академией. Отличные перспективы появляются и для выпускников других медицинских вузов города. Благодаря новой отрасли в Петербурге прописались два крупных международных симпозиума по фармацевтике и биотехнологиям.

Наконец, предприятия кластера вдохнули жизнь в особые экономические зоны «Нойдорф» и «Ново-Орловская». И тем самым напомнили городу, что дальнейшее развитие этих территорий сдерживается проблемами транспортной доступности, инженерных сетей и отсутствием кампусов для персонала. Я поставил задачу Комитету по промышленной политике и инновациям проработать эти вопросы. Кроме того, по моему поручению возобновляется работа Наблюдательного совета ОЭЗ и устанавливается входной контроль для новых резидентов. Не вижу смысла предоставлять налоговые и таможенные льготы компаниям, которые приходят в особую экономическую зону «скоротать время» и ничего не дают городу.

Устойчивость дальнейшего развития Петербурга зависит, прежде всего, от скорости перевода экономики на инновационные рельсы. За последние два года объем отгруженной инновационной продукции вырос с 84 до 132 млрд рублей. В 2012-м году на тысячу петербуржцев приходилось 6,65 патентных заявок – это максимальное значение за 5 последних лет. Подъем изобретательской активности зафиксировал и бизнес, связанный с экономикой знаний. Доля инвестиций в объекты интеллектуальной собственности в общем объеме нефинансовых инвестиций увеличилась в 4 раза по сравнению с 2011 годом.

Бюджет города в 2012 году впервые выделил 49 млн рублей на развитие и стимулирование инновационной деятельности молодежи. В дополнение к традиционным грантам и стипендиям мы организовали 37 площадок и конкурсов для «креативного общения» молодых исследователей и собрали более 6,5 тысяч участников. Поддержку получили 280 заявок. Среди них реализованный в Купчино проект использования матричных кодов для информирования пассажиров о движении общественного транспорта. Хочу напомнить, что премией Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2012 год вновь отмечен наш город. Награда вручена доценту Санкт-Петербургского государственного университета Надежде Бокач за достижения в развитии современных методов органического синтеза с участием металлов платиновой группы.

Научно-технические традиции и сохранившиеся научные школы остаются одним из главных внутренних ресурсов Петербурга. Но отдача от инноваций должна быть более мощной и более быстрой. Нас не устраивает, что инновационной деятельностью сегодня занимаются менее 19% городских организаций. Выпускаемая в Петербурге инновационная продукция должна иметь преференции при размещении госзаказа. Критерии и перечень такой продукции зафиксирует Закон «Об инновационной деятельности в Санкт-Петербурге». Я дал поручение ускорить его разработку.

До 20 млн рублей увеличены объемы поручительства Фонда кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для научно-технических, инновационных и производственных компаний. Договоров поручительства заключено в полтора раза больше, чем в 2011-м. Более 2 тысяч петербуржцев прошли обучение по новой программе «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность». Ее главные образовательные проекты ориентированы на вовлечение в бизнес студентов и выпускников технических вузов. Программа стала самой крупной из когда-либо реализованных в городе системных мер поддержки начинающих малых предпринимателей.

Выручка первого городского бизнес-инкубатора «Ингрия», где сосредоточены малые инновационные предприятия, уже к концу сентября на 81% превысила результаты 2011-го года. Резиденты бизнес-инкубатора стали платить налогов больше, чем тратится из бюджета на его содержание. Следующим шагом навстречу инновационному бизнесу должно стать создание районных технических бизнес-инкубаторов. Ставлю такую задачу перед Комитетом по потребительскому рынку и предпринимательству.

Санкт-Петербург сохраняет 1-е место в России по количеству малых предприятий на 100 тысяч населения. В 2012 году их количество увеличилось до 360 тысяч. На 28% выросли поступления в городской бюджет от малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения и по системе единого налога на вмененный доход. Свыше 4 млрд рублей город получил от выкупа малым и средним бизнесом объектов недвижимости и земельных участков.

Вместе с Общественным Советом по поддержке малого предпринимательства мы оперативно решили ряд проблем с параметрами так называемых неформатных объектов. Для всех добросовестных арендаторов срок аренды увеличен с 3 до 5 лет. В результате даже традиционные оппоненты городского правительства сегодня говорят о «потеплении отношений между властью и бизнесом». И даже об «имущественной амнистии».

У фракции «Единая Россия» были вопросы о мерах по снижению энергетических барьеров для бизнеса. Открытый по нашей инициативе Единый центр присоединений позволил сократить до 26 дней срок подготовки договора на технологическое присоединение предприятия. Заканчивается проработка вопроса по закреплению отдельных мощностей за нежилыми помещениями. Мы договорились с «Ленэнерго» о перерасчете для добросовестных предпринимателей, не имевших договоров на присоединение, но подавших до 1 января 2013 года соответствующие заявки. Кроме того, мы убедили «Ленэнерго» объявить своего рода амнистию отдельным «бездоговорникам» и безвозмездно подтвердить всем фактически подключенным предпринимателям Петербурга 3 кВт мощности.

Наш город одним из первых в России приступил к реализации собственной программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В 2012 году были разработаны и утверждены соответствующие региональные нормативы и для теплосетей, и для строительства жилых и общественных зданий. Все новые проекты, финансируемые из городского бюджета, должны будут соответствовать этим повышенным требованиям. Включая реконструкцию и капитальный ремонт.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости