«Необходим переход на новую модель экономического развития»
Об этом заявил глава Правительства РФ Дмитрий Медведев 29 апреля в рамках расширенного заседания коллегии Министерства экономического развития России «Об итогах деятельности Министерства в 2012 году и задачах на 2013 год».
В своем докладе Дмитрий Медведев отметил, что в середине апреля международные институты, в частности МВФ, пересмотрели в сторону уменьшения прогноз темпов роста мировой экономики на 2013 год до 3,3%. Минэкономразвития понизило прогноз по росту отечественной экономики на текущий год ещё более значительно – на позиции до 2,4% от валового внутреннего продукта. Сейчас разрабатывается комплекс мер по стимулированию экономического развития в тех границах, которые мы себе можем позволить. В работе принимают участие помимо наших исполнительных органов и члены нашего парламента, и эксперты, и представители бизнес-сообщества. Возможно, придётся скорректировать определённые действия, но вектор развития, направления развития, которые заложены в соответствующих документах Правительства, не должны подвергнуться существенным изменениям.
Нам необходим переход на новую модель экономического развития, это тоже всем давным-давно очевидно, в первую очередь за счёт опережающего роста несырьевого сектора экономики и развития национальной инновационной системы.
Реализация поставленных задач потребует от всего экономического блока, коллектива Министерства новых подходов в макроэкономическом прогнозировании и стратегическом планировании нашей деятельности и, конечно, системной проработки всех решений, которые касаются формирования инвестиционного климата, развития малого и среднего предпринимательства, эффективности тех государственных услуг, которые оказываются государством. Особенно важно здесь нахождение баланса между предложениями бизнеса и позицией ведомства, если рассматривать ведомственный интерес как государственный, а также между краткосрочными и долгосрочными задачами.
Теперь несколько позиций ключевых.
Первое, это инвестиционный климат. Трудной оказалась для нашей страны тема, но, тем не менее, в рамках Национальной предпринимательской инициативы утверждено семь дорожных карт по наиболее проблемным сферам государственного регулирования, должно быть разработано ещё шесть. Но главное, конечно, здесь не сама по себе работа, а те результаты, которые должны быть получены, – реальные результаты, которые улучшают бизнес-среду и механизм обратной связи с предпринимателями, экспертами, мониторинг исполнения этих дорожных карт. Надо признаться, что в общем и целом этого удаётся достигнуть. Те предприниматели, которые принимали участие в подготовке дорожных карт, даже с определёнными оговорками всё-таки признают абсолютную полезность такой работы, когда сама по себе идея, набор предложений формулируется бизнес-комьюнити, а не навязывается министерством или даже экспертным сообществом. Это не значит, конечно, что всё, что говорится, должно автоматически попадать в дорожные карты, но то, что отсутствует некий посредствующий элемент, мне кажется, хорошо.
Ещё одно направление работы, которое влияет на предпринимательский климат, – это оценка регулирующего воздействия. Она тоже уже прижилась. На оценку ссылаются предприниматели, эксперты. Во многом, надеюсь, от неё теперь зависит качество нормотворчества, хотя сам по себе инструмент этот находится в стадии становления. Можно по-разному относиться к тому факту, что более трети правовых актов, которые проходят через оценку регулирующего воздействия, содержат сегодня избыточные барьеры и ограничения. С 1 июля 2013 года необходимо перейти к организации оценки регулирующего воздействия самими разработчиками законодательных актов. И надеюсь, что с 2014 года мы сможем перейти к соответствующим процедурам уже на региональном уровне. Также будем развивать оценку экологического и социального воздействия.
Ещё одна тема – привлекательность нашей российской юрисдикции для ведения бизнеса. От неё тоже в немалой степени зависит инвестиционный климат. Сейчас в Государственной Думе находится целый ряд поправок, которые предусматривают изменения законодательства об акционерных обществах с точки зрения его осовременивания, некоторой либерализации. В том числе это касается и механизма перераспределения корпоративного контроля по соглашению сторон, и совершенствования механизмов ответственности контролирующих компаний и лиц, и регулирования отношений аффилированности. Проект достаточно масштабный и достаточно сложный даже для восприятия.
Кроме этого в рамках совершенствования корпоративного законодательства действует дорожная карта по оптимизации процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Цель заключается в продвижении России в двадцатку лучших юрисдикций по простоте стартовых процедур ведения нового бизнеса.
Ещё одна важнейшая тема – это управление госимуществом. Очевидно, что ситуация такова, что в нашей стране сложились целые отрасли, где государства просто нет, например металлургия, где государство не является собственником предприятий и где у нас уже абсолютно частная экономика. В то же время объёмы государственного сектора остаются довольно значительными, что не всегда обоснованно – и с точки зрения интересов самого государства. Если предприятие выпускает продукцию в конкурентном секторе экономики, присутствие государства в его управлении не всегда целесообразно, очень часто это просто вредно даже по понятной причине: государство как один из собственников будет просто сдерживать развитие таких предприятий, поэтому нужно и дальше сокращать неоправданное присутствие государства в экономике и избыточные объёмы государственной собственности, тем более что это совпадает с нашими задачами по наполнению государственного бюджета за счёт доходов от приватизации.
Кстати, хотел бы в целом отметить работу Минэкономразвития по сопровождению и подготовке огромного массива материалов именно 40 государственных программ.
И еще одно направление – это интеграция России в глобальное экономическое пространство. В прошлом году закончилась бесконечная история по вступлению России в ВТО. Конечно, мы сейчас уже живём в других условиях, с другим набором возможностей и другим набором вызовов.
Кроме этого 2012 год стал первым годом полноценной работы Единого экономического пространства. Масштабные изменения заключаются в том, что произошла передача на наднациональный уровень ряда экономических полномочий – это, конечно, коснулось и полномочий Минэкономразвития. Теперь необходимо максимально эффективно использовать возникающие возможности, продвигать интересы инвесторов и экспортёров и расширять наше присутствие на перспективных региональных рынках.
Далее с докладом выступил Министр Экономического развития Андрей Белоусов. По его словам, необходима система поддержки малого и среднего предпринимательства. Минэкономразвития продолжает реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства на основе софинансирования с субъектами Российской Федерации. Ее объём составляет почти 22 млрд рублей в год, регионы добавляют ещё порядка 10 млрд рублей. Около 40% средств выделяется на создание и развитие инфраструктуры, 60% – это прямые субсидии предпринимателям. Получатели поддержки – это до 100 тыс. предпринимателей в год в таких областях, как промышленность, бытовые услуги, наука, образование и сельское хозяйство. В прошлом году появились новые меры поддержки, такие как субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым на реализацию проектов и компенсацию расходов на приобретение оборудования, а также компенсация расходов резидентов частных промышленных парков по аренде части помещения парка и выкупа объекта недвижимости, где размещается их производственная деятельность. Для того чтобы усилить эффект, нам нужно расширить линейку инструментов поддержки малых предпринимателей, прежде всего за счёт поддержки кредитования. Очень востребованная форма – это гарантийные фонды, которые стартовали в годы кризиса и созданы уже в 79 субъектах Российской Федерации. Их капитализация – 36 млрд рублей, а общий объём кредитов, который они позволили привлечь, достигает 200 млрд рублей. Не могу обойти тему, связанную со страховыми платежами для индивидуальных предпринимателей. Считаю, что нами и профильными ведомствами была допущена определённая если не ошибка, то неточность не в самом среднем уровне платежей, а в том, что мы не учли дифференциацию доходов индивидуальных предпринимателей. Мы тщательно следим за реакцией бизнеса, и поэтому нами вместе с профильным комитетом Государственной Думы была предложена оптимизированная формула расчёта уплаты страховых взносов: индивидуальные предприниматели, имеющие оборот до 300 тыс. рублей, должны выплачивать взнос исходя из применяемой ранее формулы на базе одного МРОТ, те, у кого оборот превышает 300 тыс., должны также выплачивать ещё и 1% суммы превышения
Следующий приоритет – поддержка экспорта промышленных товаров. Сегодня на повестке дня стоит создание принципиально новой системы поддержки экспорта, ориентированной на продвижение массовых несырьевых продуктов за рубеж. Сегодняшняя поддержка экспорта, сегодняшняя система, в основном, если можно так сказать, ориентирована на эксклюзивные проекты, на отдельные крупномасштабные проекты, а не массовые. Такая система включает три элемента. Первый – страховая поддержка. Она сегодня создана, осуществляется силами агентства по страхованию экспортных кредитов. Второй – предоставление связанных кредитов покупателям российской продукции за рубежом, этот механизм создаётся Внешэкономбанком. И третий элемент, который находится непосредственно в зоне ответственности министерства, – это инфраструктура поддержки продвижения товаров за рубеж. Речь идёт о системе торгпредств.
Другое направление – это повышение эффективности государственных инвестиций. Сейчас речь идёт об обеспечении введения обязательного публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием. Соответствующее постановление Правительства находится на стадии подписания.
И ещё одно направление – это развитие государственно-частного партнёрства. Необходимо обеспечить принятие федерального закона об основах государственно-частного партнёрства, который в пятницу прошёл в Государственной Думе первое чтение, принять необходимые подзаконные акты и создать систему мониторинга того, как этот механизм будет работать в регионах.