Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Производство молока: беру б/у

Производство молока: беру б/у

Обзор вторичного рынка оборудования для производства молока

Российский молокоперерабатывающий бизнес сегодня на подъеме. На рынке представлены продукты нескольких десятков крупных и сотен средних и малых предприятий. Вместе с тем, растет и конкуренция в сфере. Чтобы удержаться на плаву – необходимо расширяться, тратясь при этом меньше, чем конкуренты. Эксперты отмечают: налицо – устойчивая тенденция к снижению инвестирования в развитие молочного производства или реконструкцию предприятия подобного уровня. И в первую очередь экономить начинают на оборудовании.

Купить и/или продать?

В зависимости от уровня развития бизнеса используются разные способы экономии. Лидеры сектора не склонны к покупке б/у оборудования для расширения или модернизации своего производства. Их цель – наоборот, внедрить самые передовые технологии для выпуска наиболее качественного и оригинального продукта. Поэтому экономят, а, значит, возвращают инвестиции, эти предприятия за счет продажи своего старого оборудования. Делается это двумя способами: либо через специализирующихся по этому профилю посредников, либо через выбрасывание на рынок информации с собственными предложениями. Совсем иначе обстоят дела у представителей малого и среднего бизнеса. Многим из них не по карману не только новые производственные линии, но даже новые одиночные машины и агрегаты. Выход у этих предприятий один – приобретение б/у оборудования.

Стоит отметить, что у большинства молокозаводов России в эксплуатации до сих пор сохраняется техника, выпущенная еще несколько десятилетий назад. Специалисты объясняют это двумя основными факторами. Во-первых, низким приростом производственных мощностей предприятий по переработке молока (всего около 5% в год). Во-вторых, добротностью оборудования. Как правило, оно достаточно хорошего качества и рассчитано на долгосрочное использование.

Общая ситуация на вторичном рынке

По подсчетам экспертов, объем российского рынка нового оборудования молокопереработки приближается к 170 млн долларов. Лидирующие позиции здесь занимают французские производители. В первую очередь компания Boccard. На рынке б/у техники ситуация прямо противоположная. Основными поставщиками выступают отечественные компании. И как уже говорилось выше, это могут быть и поставщики-посредники, и заводы-производители. Например, предприятия г. Электросталь («ТЭСМО», «Экомаш», «Агротехснаб», «Компак»), ТК «Диалог», «ПроТеМол», «Агро-Прим», «ЛНТ» (Москва), «ЮВС» (Обнинск) и многие другие. Положение дел легко объяснимо. Разница в цене и соответственно качестве между новым импортным оборудованием и подержанным отечественным очень существенна и достигает десятков млн рублей. 

В настоящее время вторичный рынок молочного оборудования включает в себя широкий спектр пищевого технологического, упаковочного, холодильного и торгового оборудования. Лидеры отрасли стремятся к выпуску новых молочных продуктов. Для этого технологии должны становиться совершеннее, функциональнее. А значительная часть использовавшихся ранее агрегатов считается устаревшей не только технически, но и морально. Эти машины отличаются низкой производительностью, ограниченностью выпуска ассортимента, использованием только определенных упаковочных материалов. Более того, такую технику трудно переналадить, доукомплектовать и подобрать запчасти. В результате она заполняет рынок б/у, где пользуется хорошим спросом у небольших фирм, расположенных удаленно от центра. Малые предприятия очень трудно и долго «переходят» на новые продукты и, соответственно, неохотно идут на приобретение нового оборудования. Как правило, они стремятся оснастить производство недорогими, но проверенными агрегатами.

Где гарантии?

Подержанное оборудование делится на две категории: восстановленное (с гарантией поставщика) и «как есть» (без гарантий завода-изготовителя или поставщика). Заводы поставляют, чаще всего, технику со складского хранения, полностью обеспеченную гарантиями, сертификатами и т. д. Поставщики охотно принимают консервационное оборудование на свои склады и предлагают его своим клиентам наряду с новыми современными образцами. Некоторые фирмы предлагают машины и агрегаты, на которые не даются ни гарантии, ни сертификаты. Тем самым такие продавцы снимают с себя всякую ответственность за то, что произойдет с техникой после покупки. Конечно, оно стоит очень дешево, но приобретение такого оборудования – большой риск для предпринимателя.

Рыночное предложение

Как уже говорилось выше, рынок б/у представлен сегодня полным спектром оборудования для производства молочной продукции. Однако анализ показывает, что предлагаемая техника делится на несколько классификаций, причем далеко не равномерно.

Чаще всего можно встретить предложения по продаже вакуум-выпарных установок типа «ВИГАНД» (42%). Это обусловлено, прежде всего, высокой ценой, а также сложностью технологического процесса производства сухого молочного порошка. Немногие предприниматели могут позволить себе производить этот продукт. Для этого необходимы: избыток молока, крупные финансовые вложения, значительные энергетические ресурсы и развитая сеть сбыта этого специфического продукта. Хотя, есть и исключения. Например, распылительная сушильная установка типа А1-ОРЧ (ОАО «Калиновский машиностроительный завод») встречается на рынке б/у редко (менее 1%). Дело в том, что установка используется на крупных предприятиях с производительностью около 50 тонн сырого молока в сутки, а большое производство трудно перепрофилировать. Кроме того, это оборудование довольно редко выходит из строя. Установка имеет в своем составе сушильную камеру, калориферную батарею, систему подачи продукта, шлюзовые затворы, батареи циклонов, вентиляторы. Поэтому поломка одного сегмента не приводит к простою оборудования, потому что они легко подвергаются замене.

Порядка 20% предложений – это объявления о продаже котлов Бийского завода и некоторых других производителей. Связано это с тем, что они могут использоваться долгие годы, не выходя из строя и не доставляя особых хлопот ни продавцу, ни потребителю.

Следующим, наиболее часто предлагаемым оборудованием, являются упаковочные агрегаты вертикального и горизонтального типа. Здесь в лидерах крупнейший производитель упаковочной техники NICHROM (Индия). Активно предлагается поставщиками и ПАД-3. Этот полуавтомат может использоваться для розлива жидких, пастообразных и вязких молочных продуктов в полистирольные стаканчики.

Далее идут сепараторы, пастеризаторы, гомогенизаторы от различных производителей. Чаще всего предлагаются сепараторы машиностроительного завода «Молния» (ОСП-3, ОСЦП-3), выполненные из нержавеющей стали; Ж5-ОСЦП-3 «Плавского завода «Смычка»; пастеризаторы московского машиностроительного завода «МОЛМАШ», «Альфа Лаваль» и др. Но и в этом сегменте есть редкости. Например, дорогостоящие сепараторы, которые кроме функции разделения теплого жирного молока на сливки и обезжиренное молоко одновременно осуществляют процесс очистки их от загрязнений и молочной слизи в автоматическом режиме. К редким представителям рынка относятся и пастеризаторы для турбовакуумной обработки. Первые – потому что используются при производстве всех без исключения молочных продуктов, а последние – потому что используются очень редко.

Наименьшее предложение (до 3%) отмечается на молоковозы, сыродельное оборудование, молокоохладители, дополнительное оборудование (компрессоры, насосы, счетчики молока и др.). Это наиболее широко используемая техника, с одной стороны, и сильно изнашиваемая, с другой. Так же к весьма редким можно отнести оборудование, выпускаемое небольшими партиями.

Не частым гостем на рынке подержанных агрегатов является импортное оборудование. Обычно появляются предложения по его отдельным видам. Например, сепараторы «Хет Ван Рик». Объясняется это, во-первых, отличным качеством техники, которая служит действительно долго; во-вторых, ценой, сопоставимой со стоимостью нового отечественного оборудования. Яркий тому пример – молочный завод немецкого производства «Вестафалия» (год выпуска 1990-1991, с консервации, цена примерно 270 тысяч у. е.). Спрос на него практически отсутствует, т. к. реально дорого!

Итоги

Подводя итоги анализа рынка подержанного оборудования по производству молока, выделим ряд тенденций и фактов, на которые стоит обратить внимание. 

Представители малого и среднего бизнеса всё чаще начинают задумываться над покупкой не просто отдельных агрегатов, а зачастую целых технологических линий. В значительной мере это связано с возможностью сэкономить. Иногда такой подход обусловлен желанием приобрести полностью скомлектованный молочный цех. Поиск отдельных единиц оборудования у разных поставщиков отнимает много времени.

Подержанное импортное оборудование отличается высоким качеством и стоит существенно дешевле новых машин. Например, упоминавшийся уже выше немецкий завод «Вестфалия» с очень узким ассортиментным перечнем, без гарантий изготовителя и поставщика можно приобрести за 270 тысяч у. е. Однако профессионалы, скорее всего, предложат отечественную технологическую линию выпуска 2002 года примерно с такой же производительностью (10 т/молока в сутки), с полным комплектом сервисных услуг (гарантиями производителя, обеспечением запчастями, обучением персонала) и всего за 3-3,5 млн рублей.

Приобрести отечественное или импортное, по частям или в комплекте – выбор за предпринимателем. Важно другое: использование вторичного оборудования для малого и среднего бизнеса, просчет рисков, связанных с его приобретением, встраиванием в технологическую цепочку может дать очень хороший результат. При минимуме затрат молокопроизводители получают возможность «выводить» на рынок продукты, изготовленные не хуже, чем у крупных компаний. Такой аспект особенно актуален, когда речь идет о российских регионах, сильно удаленных от центра.

Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости