Авторское мнение Олеси Теплоуховой в майском номере «Банковского обозрения»
Возросшая налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей негативно отразится на рынке кредитования МСБ. Часть потенциальных заемщиков прекратит свой бизнес или сделает его «непрозрачным» для кредиторов, внедрив различные схемы ухода от налогов.
С 1 января 2013 года ставка страховых взносов для «самозанятого населения», к которому Пенсионный фонд России (ПФР) относит индивидуальных предпринимателей (ИП), адвокатов, нотариусов, фермеров, возросла по сравнению с действовавшей в 2012 году ставкой в 2,3 раза до 32 479 рублей. К 2015 году она возрастет до 48 718,8 рублей (рост по сравнению с 2012 годом в 3,4 раза), составив 3 годовых МРОТ. Помимо этого, предприниматель, не учитывая затрат на развитие бизнеса, обязан оплатить налоги и произвести страховые отчисления в ФФОМС (около 3,2 тыс. рублей в год).
Реализация новой пенсионной системы будет иметь серьезные последствия для предпринимателей, имеющих небольшие доходы. Поскольку фиксированная сумма страховых взносов должна уплачиваться вне зависимости от величины получаемого дохода, то для микробизнеса, имеющего небольшую выручку, доля обязательных отчислений в виде страховых взносов становится весьма значительной.
Потери в результате роста ставок отчислений в ПФР могут превысить 50-60 млрд рублей
В результате, по сведениям ФНС, число снявшихся с регистрации по своему решению ИП за декабрь 2012 года - февраль 2013 года составило 331 тыс. единиц. Учитывая, что за весь 2012 год по собственному желанию было ликвидировано почти 683 тыс. ИП, получается, что за указанный период в РФ выбыла половина этого объема. В ряде регионов наблюдаются темпы сокращения числа ИП на 7-10%.
Такая ситуация неизбежно отразится и на рынке кредитования МСП. В целом потери в результате роста ставок отчислений в ПФР могут превысить 50-60 млрд рублей.
С учетом данных Банка России об объеме кредитов индивидуальным предпринимателям и средней суммы такого кредита по опыту реализации Программы финансовой поддержки МСП Банка, можно сделать вывод, что кредитами за 2012 год воспользовались около 145 тыс. индивидуальных предпринимателей, т.е. лишь около 4% от их общего числа. По нашей статистике средний размер кредита, выдаваемого индивидуальным предпринимателям, составляет сейчас около 4,5 млн рублей. Таким образом, даже если предположить, что среди закрывших свою деятельность ИП более 13 тыс. лиц могли бы воспользоваться кредитами, то выходит, что снижение спроса на получение финансирования для малого бизнеса составит около 60 млрд рублей. Учитывая, что все же ряд новых ИП за этот период регистрировался, то общее снижение численности ИП в стране составило за декабрь 2012 - февраль 2013 года около 286 тыс. ИП, то есть «выбыло» 7,2% к уровню декабря 2012 года. Исходя из этих расчетов, получается, что снижение спроса на кредитование малого бизнеса может составить около 50 млрд рублей.
Помимо этого, новая система пенсионного страхования ударит по микрофинансированию. ИП - это традиционный целевой сегмент именно для таких организаций, особенно предприниматели с невысоким доходом, которые в меньшей степени интересны банкам, как заемщики. Российский микрофинансовый центр оценивал его объем в 35-37 млрд рублей, а в части предпринимательских займов - в 18-20 млрд рублей.
Кроме сокращения ИП и, соответственно, объема кредитования малого бизнеса в сложившихся условиях ряд предпринимателей будет пытаться внедрять схемы уклонения от налогов. Тем самым они во многом закроют для себя возможность банковского кредитования, снизив прозрачность бизнеса. Это может в еще большей мере усугубить тенденцию к сжатию сегмента ИП.