Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес: неудачные опыты Минфина

Малый бизнес: неудачные опыты Минфина

Один из основоположников политической экономии швейцарский экономист и историк Жан Шарль Леонард Симонд де Сисмонди еще в 1819 году заметил: «Налог - это цена, которую платит гражданин за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности». О том, за какого рода «наслаждения» и какую цену сегодня платит малый и средний бизнес, рассуждает кандидат экономических наук Дмитрий Кочергов.

Представители российского правительства неоднократно заявляли, что не планируют увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. Сегодня она определяется как соотношение суммы уплаченных налогов, посчитанных по данным налоговых органов, и оборота организаций, по данным Росстата, в соответствии с «Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок».

Тем не менее Федеральный закон № 243-ФЗ установил новый коэффициент, удваивающий в 2013 году страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Теперь его размер составляет более 35 тыс рублей. В аналогичном порядке должны исчислять данные взносы и главы фермерских хозяйств за себя и за каждого члена хозяйства.

Формально государство следует своим обещаниям. Федеральная налоговая служба с чисто бюрократической бесстрастностью разъясняет, что страховые взносы не входят в систему налогов и сборов. Получается, что раз Минфин при расчете налоговой нагрузки страховые взносы не принимает во внимание, то и малый бизнес процветает. И только цифры статистики той же ФНС честно показывают, что во многих регионах страны бизнесмены, не выдержав фискального бремени, массово снимаются с налогового учета и уходят. Кто - в тень, кто - в бюро по трудоустройству.

Вместе с тем власти признают, что «финансовое положение налогоплательщика определяется величиной обязательных платежей в государственный бюджет, которые включают не только налоги и сборы, …но, к примеру, и страховые взносы» (см. Письмо ФНС от 22 марта 2013 года). Еще в 2011 году Эльвира Набиуллина, возглавляя Минэкономразвития, сетовала на то, что налоговые ставки близки к критическим значениям. А «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», одобренные правительством в мае 2012 года, предполагают «определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества».

Казалось бы, политика поддержки малого предпринимательства последовательна и логична, государство непрестанно усиливает мотивацию населения к самозанятости. Однако, судя по всему, «маневр» со страховыми взносами на руку прежде всего Пенсионному фонду, дефицит которого в этой части только в текущем году запланирован в объеме свыше 60 млрд рублей, а общая сумма долга уже достигла астрономических 3 трлн рублей.

Справедливости ради следует заметить, что чиновники не безучастны к судьбам отечественного предпринимательства и, помимо лоббирования интересов нефтегазовых олигополий, обещают позаботиться и о малом бизнесе. Правительство предлагает ввести дифференцированный режим по страховым выплатам в зависимости от уровня доходов. Нынешний министр экономического развития Андрей Белоусов признался, что удвоение выплат в Пенсионный фонд было задумано скорее как эксперимент, вынужденная мера, но может быть пересмотрено в случае необходимости. Однако позиция министра ясна - никаких дополнительных налоговых или кредитных льгот.

Что же остается индивидуальным предпринимателям, тем из них, кто не хочет бросать свое дело? Действующие так называемые специальные налоговые режимы наряду с общим, которым с 1-го января 2013 года могут пользоваться все без исключения юрлица и бизнесмены, - один другого краше. Так, единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патент, по мнению многих экспертов, служит, скорее, целям упрощения администрирования со стороны налоговых органов, а не для снижения фискальной нагрузки на малый бизнес. Льготы упрощенной системы налогообложения (УСН) доступны далеко не всем сферам предпринимательства.

Несмотря на то, что субъекты малого предпринимательства, применяющие общий режим налогообложения, формируют львиную долю доходов федерального бюджета со стороны малого бизнеса, отдельных льгот для них не предусмотрено. По мнению специалистов, необходимо сместить акценты налогового стимулирования на эту категорию предпринимательства.

Любопытно, что многие развитые страны постепенно ограничивают применение специальных налоговых режимов, предоставляя налоговые льготы для малого бизнеса в форме пониженных ставок по налогу на прибыль. Среди основных причин отказа от применения спецрежимов - недостаточная ясность в определении категорий налогоплательщиков, а также несогласованность налогов по различным параметрам как между собой, так и с общим порядком налогообложения.

Тем временем в нашей стране продолжают ставить опыты над малым бизнесом без оглядки на мнение научного и тем более делового сообщества. Остается только надеяться, что уже заоблачная цена этих «наслаждений» не унесет предпринимательство в безжизненный космос.

Сергей Тюрин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости