"Стимулирующий эффект для развития производства может дать ограничение роста цен и тарифов на товары и услуги инфраструктурных монополий"
16 мая 2013 г. Министр Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов выступил на заседании Правительства России по вопросу "О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Свое выступление Андрей Белоусов начал с оценки замедления темпов роста ВВП.
- В целом следует выделить две группы основных факторов потери темпов роста и, соответственно, уточнения прогноза.
Во-первых, это подавленное состояние мировых рынков. У нас нет роста экспорта в реальном выражении уже практически в течение восьми кварталов, а со II квартала прошлого года даже в номинальном выражении объёмы экспорта вышли на отрицательную динамику.
Во-вторых, это факторы внутренней денежной политики. Прежде всего это высокие процентные ставки. По кредитам предприятий свыше одного года в I квартале текущего года они превысили 12%. В сочетании с укреплением рубля это существенно снижает конкурентоспособность российских компаний и подавляет экономическую активность.
Ужесточение денежной политики дополняется ужесточением бюджетной политики, особенно в части инвестиций. В прошлом году сокращение государственных капитальных вложений составило в реальном выражении около 8%, в этом году ожидается примерно такое же сокращение.
Снижение инвестиционной активности государства дополняется падением инвестиций крупнейших инфраструктурных компаний: в прошлом году на – 10%, в этом году ожидается на 12–13%. Это, прежде всего в газовой отрасли. Хочу отметить, что суммарно госкапвложения, инвестиции инфраструктурных компаний дают почти 30% всего объёма инвестиций в российскую экономику. Поэтому это падение (порядка 10%) автоматически означает вычет где-то примерно на 3 процентных пункта из общего объёма инвестиций.
Эти тенденции привели к снижению оценок роста ВВП на текущий год с 3,7%, который мы ожидали прошлой осенью, до 2,4%. Но даже для того чтобы достичь этой пониженной планки, экономическая динамика должна существенно ускориться. Мы ожидаем, что уже во II квартале произойдёт перелом негативных тенденций, а во втором полугодии экономический рост превысит 3%. В частности, в прогнозе учтён эффект разрабатываемого Правительством комплекса мер по стимулированию роста.
Ещё один важный фактор пересмотра прошлогоднего прогноза – это изменение траектории цены на нефть. На текущий год повышена средняя оценка цены на нефть с 97 долларов за баррель до 105 долларов, в основном в результате высоких показателей I квартала текущего года. В предыдущих прогнозах мы основывались на том, что в среднесрочном периоде умеренный рост цен на нефть будет сохраняться по мере восстановления мирового спроса, однако сейчас считаем, что в 2014–2016 годах цена на нефть снизится по сравнению с 2013 годом и будет близка к оценке 100 долларов за баррель. Повышение оценок роста добычи нефти слабопроницаемых пород, прежде всего в США, будет сдерживать цену на нефть даже при ускорении роста мирового спроса. Напротив, достаточно вероятным становится сценарий снижения цен на нефть до порядка 80 долларов за баррель. В целом при прогнозе цены на нефть мы ориентировались на консенсус-прогноз международных организаций и банков, но заложили более консервативную траекторию.
Третьим фактором стал пересмотр наших ожиданий в отношении экспорта энергоресурсов в результате увеличения предложения на глобальных энергетических рынках. Прежде всего, это касается рынка газа. Существенное расширение производства сланцевого газа в США и ожидаемое начало его поставок на европейский рынок к концу прогнозного периода снизили оценки экспорта газа в среднем на 10% по отношению к прошлогоднему прогнозу. В то же время был несколько увеличен прогноз экспорта нефтепродуктов. Исходя из сложившейся тенденции, мы ожидаем, что стабилизация экспорта нефтепродуктов начнётся не раньше, чем в 2015 году.
Четвёртое. Понижен прогноз динамики инвестиций в основной капитал в среднем где-то примерно на 0,6–0,7 процентных пункта в год. Снижение обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, это пересмотр в конце прошлого года планов крупных компаний инфраструктурного сектора. Хотел бы отметить, например, что корректировка инвестиционной программы «Газпрома» на 2014–2015 годы составляет около 30%. Почти на 10% сокращены инвестиционные планы компаний энергетики и нефтепроводного транспорта. Во-вторых, это снижение оценок государственных инвестиций, что связано с наметившейся напряжённостью прежде всего региональных бюджетов и замещение инвестиционных расходов расходами текущего характера. В то же время предполагается привлечение новых ресурсов для финансирования инвестиционных проектов на возвратной основе, таких как средства ФНБ и пенсионные накопления. Напомню, что наблюдательный совет Внешэкономбанка и советы директоров РЖД и ФСК уже одобрили выпуск инфраструктурных облигаций с целью привлечения средств пенсионных фондов. Саму эмиссию предполагается осуществить в июле-августе.
Сценарий также основан на реализации мер по улучшению предпринимательского климата, что будет обеспечивать инвестиционную привлекательность российской экономики. Мы сохраняем гипотезу, что динамика общих инвестиций в рамках умеренно оптимистичного сценария будет основана на устойчивом росте частных инвестиций. Ежегодный рост их составит в 2014–2016 годах 8–10%. Кстати, хотел заметить, что, несмотря на известную критику в части нашего предпринимательского климата, мы пока не отметили замедления частных инвестиций. Падение темпов инвестиций связано исключительно с сокращением их в государственном секторе и секторе компаний с госучастием.
Наконец, пятое – это снижение оценок роста потребительских расходов населения. В 2014–2015 годах скорректирована динамика розничного товарооборота почти на 1 процентный пункт ниже, чем в сентябрьской версии прогноза. В основном это связано с пересмотром динамики располагаемых доходов населения. Быстрый рост долговой нагрузки населения при сохранении высоких ставок розничного кредитования начинает ухудшать балансы домашних хозяйств и серьёзно влиять на рост потребления. Справочно могу сказать, что долговая нагрузка на доходы домохозяйств выросла с 10–11% доходов в 2007–2008 году до 14% в 2012 году и 17% в 2013 году, соответствующие процентные платежи – с 2% до 3,5%, то есть практически в 1,5 раза.
Таким образом, среднегодовой рост ВВП в 2014–2015 годах в рамках основного сценария понижен с 4,4% до чуть менее 4%. Мы ожидаем, что после снижения роста до 2,4% в текущем году динамика экономики в 2014 году восстановится на уровне примерно прошлогоднем – 3,7%, а в 2015–2016 годах увеличится до 4% и более.
Основной вклад в рост ВВП будет вносить динамика потребительских расходов. Оборот розничной торговли и реальные доходы населения в ближайшей трёхлетке будут расти с темпом около 5% в год. Это обеспечит более половины всего прироста ВВП.
Мы также ожидаем, что с 2014 года наберёт силу инвестиционный спрос – должны сработать меры по улучшению инвестиционного климата. Ежегодный прирост инвестиций ускорится с 4,6% в текущем году до 7–8% в 2015–2016 годах, а норма накопления основного капитала повысится с нынешних 21% ВВП с небольшим до 24 % с лишним в 2016 году. В целом инвестиции будут обеспечивать около 40% прироста валового внутреннего продукта.
И, наконец, должны дать эффект меры по поддержке экспорта. Мы ожидаем, что с 2014 года реальный рост экспорта возобновится, но будет достаточно умеренным и не превысит 2%. Сдерживаться этот рост будет отсутствием потенциала для увеличения топливного экспорта. При этом экспорт машин и оборудования должен увеличиваться в 2015–2016 годах с темпами до 7% в год.
Кроме основного, умеренно оптимистичного варианта, были просчитаны ещё два варианта прогноза. Это консервативный вариант, который предполагает сохранение инерционных трендов и жёсткой денежной политики, он выводит экономику на траекторию роста примерно 3% в год. И это форсированный вариант, который предполагает активное улучшение предпринимательского климата, структурные, институциональные изменения в образовании, здравоохранении и жилищном секторе, реализацию масштабных транспортных и высокотехнологичных проектов. В таком случае можно ожидать существенного повышения темпов развития уже в среднесрочной перспективе до уровня 6% с лишним.
Безусловно, приоритетной целью должен быть выход на траекторию экономического роста именно по форсированному сценарию. Но при разработке бюджетных ориентировок мы предлагаем использовать более консервативный, умеренно оптимистичный вариант, который, кстати сказать, полностью учитывает бюджетное правило. Ускорение экономического роста и выход на траекторию основного варианта требуют реализации дополнительных мер. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что эта задача актуальна не только с точки зрения текущей ситуации – разработать и начать реализовывать конкретные шаги важно уже сейчас, для того чтобы перейти на вариант ускоренного развития экономики.
По поручению Правительства Минэкономразвития совместно с другими министерствами разработало проект плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики. Среди них меры по снижению процентных ставок и повышению доступности кредитов. Среднегодовой темп роста кредитов предприятиям в 2013–2016 годах, по нашим оценкам, должен составлять не менее 16–18% в год.
Мы считаем также, что стимулирующий эффект для развития производства может дать ограничение роста цен и тарифов на товары и услуги инфраструктурных монополий. Соответствующие поручения даны Президентом и Председателем Правительства, но хочу обратить внимание, что в рамках сценарных условий параметры тарифов не пересматривались. Считаем необходимым тщательно проработать все возможные последствия ограничений их роста (в том числе с учётом инвестиционных программ инфраструктурных компаний, которые сейчас пересмотрены в нижнюю сторону) и потом уже в составе прогноза в сентябре принять уточнённый вариант динамики. Это меры по улучшению предпринимательского климата, ускорение реализации Национальной предпринимательской инициативы, поддержка экспорта и поддержка малого бизнеса. В отдельную группу вынесены меры по повышению эффективности управления компаниями с госучастием – это внедрение лучших практик корпоративного управления и систем стимулирования менеджмента на основе ключевых показателей эффективности.
Важным элементом обеспечения темпов качественного роста экономики является реализация системообразующих проектов. В сценарных условиях представлен перечень проектов со значительным структурным эффектом. Проекты нацелены не только на то, чтобы поддерживать развитие соответствующих секторов экономики, но и на образование новых точек роста в смежных секторах. Среди ключевых проектов в области транспорта отмечу строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, расшивку узких мест на подходах к портам Дальнего Востока, увеличение пропускной способности Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали, развитие Московского транспортного узла, реализацию мероприятий по развитию сети автомобильных дорог.
В список системообразующих проектов также включены проекты по развитию высокотехнологичных производств, в том числе проекты по развитию промышленности редкоземельных металлов, развитию научного и промышленного потенциала в области композитных материалов, наноструктурированных керамических изделий. Также существует целый ряд проектов в отраслях, направленных на развитие человеческого капитала и экономики знаний.
Суммарно потребность в финансировании ключевых проектов со стороны государства оценивается в 0,5–0,8% ВВП. Финансирование этих проектов предполагает как частные, так и государственные средства, при этом речь идёт не только о средствах федерального бюджета. Речь также идёт о ресурсах Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений, об их использовании на возвратной основе.
В заключение повторюсь: обозначенные мероприятия позволят достичь указанных параметров роста экономики и качества жизни населения. Эти параметры достижимы, но требуют активных действий, концентрации усилий на реализации мер, направленных на ускорение и обеспечение сбалансированного развития. Предлагаю принять за основу расчётов параметров бюджета на 2014–2016 годы умеренно оптимистичный сценарий прогноза. Благодарю за внимание.