Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Регулятор подрегулировал саморегулирование

Регулятор подрегулировал саморегулирование

 

Будущий мегарегулятор финансового рынка подкорректировал проект закона, который будет регламентировать деятельность его помощников по надзору. Согласно новой версии законопроекта о саморегулировании, любому брокеру, пенсионному фонду, страховой или управляющей компании, исключенным из саморегулируемой организации (СРО), придется уйти с рынка. Впрочем, шансов покинуть СРО по техническим причинам у компаний будет меньше.

В распоряжении "Ъ" оказалась доработанная версия законопроекта о саморегулировании на финансовых рынках, разрабатываемого в рамках создания мегарегулятора. В новой версии документа ЦБ устранил лазейку, которая ранее могла бы дать недобросовестным участникам рынка возможность продолжать свою деятельность даже при исключении из саморегулируемой организации.

Принятие закона о саморегулировании на финансовом рынке предполагает для всех его участников — брокеров, дилеров, управляющих, фондов, страховых компаний и т. д.— обязательное вступление в СРО. Несмотря на то что сейчас вступление в СРО не является обязательным, большинство игроков финансового рынка активно вступают в такие организации или ассоциации, по сути выполняющие их функции (см. справку). Между тем в стандартах их работы нет единообразия, а некоторые классы участников рынка, например бюро кредитных историй, и вовсе не имеют СРО. В перспективе наделения Банка России функцией мегарегулятора было признано целесообразным придать практике саморегулирования компаний, находящихся сейчас в ведении Федеральной службы по финансовым рынкам, единообразие (см. "Ъ" от 19 марта). Ни аудиторы, ни банки — как не поднадзорные ФСФР — под действие нового закона попадать не будут. Рынок аудита был переведен на саморегулирование первым (в 2010 году), сейчас Минфин регулирует аудиторские СРО. Вводить такую модель для банков, регулируемых ЦБ, не планируется.

"Небольшие игроки за счет участия в СРО смогут предоставить своим клиентам дополнительные гарантии надежности, то есть будет ясно, что, с одной стороны, за компанией осуществляется надзор, с другой — если компания не сможет выполнить своих обязательств, клиенты смогут претендовать на компенсационный фонд СРО",— рассуждает ведущий инвестиционный консультант УК "Солид Менеджмент" Сергей Звенигородский. Компенсационные фонды пока лишь накапливают средства, так, в фондах пяти аудиторских СРО на конец 2012 года было 109,8 млн руб., выплаты еще ни разу не производились. Для крупных компаний, по словам господина Звенигородского, введение единых стандартов СРО будет означать снижение юридических рисков, так как они смогут работать в рамках единого правового поля по четким правилам игры.

В последней редакции соответствующего законопроекта ЦБ частично подкорректировал эти будущие правила в сторону ужесточения. Так, в предыдущей версии законопроекта говорилось, что финансовая организация может являться членом нескольких СРО одного вида, в новой версии — только одной СРО определенного вида и ассоциированным членом других СРО. Ассоциированное участие в СРО предполагает ограниченный по сравнению с обычным надзор за организацией, но участие в качестве ассоциированного участника нельзя будет считать полноценным, так как его будет недостаточно для того, чтобы остаться на рынке при исключении из основной для компании СРО. Вхождение в несколько СРО в качестве полноценного участника создавало бы для компаний риски двойного надзора и необходимости соответствовать стандартам сразу нескольких СРО, которые могут различаться, считает гендиректор УК "Регион Эссет Менеджмент" Андрей Жуйков. "На мой взгляд, такая поправка является адекватной, так как необходимость входить во все СРО, деятельность которых затрагивает наши интересы, все равно будет, а подвергаться надзору со стороны сразу нескольких СРО смысла нет",— поясняет он.

Одновременно ЦБ внес в законопроект и некоторые смягчающие поправки. Так, в частности, срок для вступления в СРО увеличен с 30 дней до 6 месяцев с момента создания СРО. Изменено также и требование о вступлении участников ликвидированных СРО в другие — если раньше членам СРО давалось на это 15 дней, то теперь этот же срок отведен для подачи заявления о вступлении. "Сроки, предусмотренные в первом варианте законопроекта, были слишком сжатыми,— считает президент НП "Микрофинансирование и развитие" Михаил Мамута.— Вопрос даже не в том, могла ли компания в этот срок вступить в СРО, а в том, готова ли СРО принять ее за такое короткое время: проверить все документы, соответствие компании требованиям СРО и направить извещение в ЦБ, особенно если переход участников из одной СРО в другую был бы массовым". Если законопроект будет принят с последними поправками, сроки для выполнения требований регулятора будут реальными, добавляет он.

Изменения коснулись и регулирования отдельных сегментов рынка. Так, например, микрофинансовым организациям разрешено входить в разные СРО в зависимости от типа займов, которые они выдают. "С учетом того, что СРО будет устанавливать единые для всех участников стандарты и предъявлять к ним свои требования, логично, если будут существовать отдельные СРО для микрофинансовых организаций, сильно отличающихся друг от друга своей деятельностью",— отмечает гендиректор Фонда содействия развитию микрофинансовой деятельности Андрей Марулев. По его словам, специфика займов до зарплаты под ставки, достигающие 700% годовых, и займов, которые выдаются фондами микрофинансовым организациям для дальнейшего кредитования, например, малого бизнеса под 12% годовых, такова, что это фактически разные отрасли, требующие своего регулирования.

Коммерсант

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости