Вечный бой
За прошедшие пять лет, как наверное и за все предыдущие годы, с момента, как в нашей стране вновь разрешили заниматься предпринимательством, власть и бизнес не очень-то продвинулись по пути выстраивания партнерских отношений. По большому счету, обе стороны продолжают разыгрывать одну масштабную партию, в которой на кону превосходство только своих прав и интересов. Ожесточенные сражения ведутся на различных участках — внеплановые проверки, размеры налоговых и иных платежей, пополнение бюджета, трудовое законодательство, разрешительные документы на строительство и т.д.
В какие-то моменты в этой захватывающей игре побеждают чиновники, затем предприниматели берут реванш. Но в целом борьба не затихает ни на секунду, уступать друг другу стороны не желают. Бизнес для отстаивания своих интересов сливается в крупные и мелкие союзы. Чиновники, и без того являющиеся монолитной массой, зачастую прибегают к поддержке населения, спекулируя на ненависти к тем, кто в свое время "украл и нахапал", а теперь еще и пенсией себя обеспечивать не хочет.
Вечный бой, к сожалению, не идет на пользу нашей стране, которая продолжает плестись в хвосте различных межгосударственных рейтингов, публикуемых каким-нибудь Всемирным банком. По деловому климату Россия занимает 112-е место в мире, но это преподносится, как хорошая новость, потому что "год назад мы были 120-ми". Самые высокие чиновники на различных форумах пытаются убедить иностранный капитал, что ему у нас будет комфортно. Но как только западные компании начинают бизнес в России, то сразу же volens-nolens подключаются к боевым действиям. Либо на передовой, либо в партизанах. Кто не выдерживает, сбегает обратно. Западный инвестор — трепетная лань.
Самое удивительное в этой истории то, что армии противоборствующих сторон выглядят внушительно и даже растут. Количество власть предержащих в нашей стране за последние годы увеличилось в несколько раз. Еженедельник "АиФ" в прошлом году подсчитал, что их примерно 6 млн. человек. В исполнительной власти на всех уровнях — 2,3 млн. чиновников, в законодательной — 750 тыс. депутатов, в госкопрорациях — 150 тыс. работников, в контролирующих органах — 1,3 млн. надзирателей, в различных фондах — 1,5 млн. бюджетников.
Посмотрим на армию малого и среднего бизнеса (здесь и далее привожу данные Росстата), которая на самом деле тоже не сокращается. В 2003 году в России насчитывалось 4,6 млн. ИП и 882 тыс. организаций. Когда проводилась Всероссийская перепись малого и среднего бизнеса (по итогам 2009 года), то цифры выглядели уже иначе. Юридические лица — 1,66 млн. организаций с суммарной выручкой 26 трлн. рублей. Индивидуальные предприниматели — 2,9 млн. человек, заработавших вместе за год 4,5 трлн. рублей. Правда, Росстат оговаривается, что реальную деятельность вели в тот момент лишь 1,9 млн. ИП-эшников.
А вот статистические данные 2011 года - более свежих в открытом доступе я не нашел. Юридические лица — 1,85 млн. организаций с совокупной выручкой за год чуть более 27 трлн. рублей. Индивидуальных предпринимателей - 2,47 млн. человек с общим доходом 7,8 трлн. рублей.
Если упрощенно понимать эти цифры, то вывод напрашивается такой: "Среднее российское предпринимательство медленно, но верно укрупняется и богатеет". С одной стороны, это не так уж и плохо. Подтверждением тому служит рост потребления — от автомобилей и еды до турпоездок и недвижимости. Но налицо и глубокая проблема, которая заключается в том, что первичное звено бизнеса (ИП) не растет, а стремительно сокращается. За 10 лет — в два раза. Причем, я привел статистику без учета негативного влияния последнего роста страховых взносов — отнимите еще почти 400 тысяч. Вывод напрашивается не менее простой и понятный: "Начинать бизнес с нуля в России сложно и, скорее всего, невыгодно. Молодые люди, как правило, не хотят быть предпринимателями - шанс прогореть весьма велик".
Мне кажется, хотя бы в праздник пора прекратить заниматься самообманом — никакого заметного развития предпринимательства в нашей стране не происходит. Я уже привел несколько цифр, но есть и другие. Количество занятых в малом и среднем бизнесе по-прежнему колеблется между 20% и 25%. На долю предпринимателей приходится лишь 10% от общего объема всех российских инвестиций в основной капитал. Основные виды деятельности остались практически теми же, что и 10 лет назад — оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, транспорт и связь.
Как изменить ситуацию? Честно сказать, не знаю. Для начала можно хотя бы прекратить борьбу, от которой и чиновники, и предприниматели устали. А затем вместе что-нибудь, наверное, они смогли бы придумать. С праздником!