Автор:
Каким образом воспользоваться проблемой Кипра и вернуть деньги в Россию
Проблема страхования крупных вкладов назрела во всем мире, России тоже стоит об этом подумать
Деньги «бегут» из нашей страны. Об этом много говорят, это горячо обсуждают и даже предпринимают определенные попытки поставить процесс под контроль, однако пока никаких ощутимых результатов нет. Наоборот, в последнее время отток денег из России только увеличивается. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что деньги идут туда, где им выгодно и где комфортно. Если с первым у нас все в порядке, то со вторым — большие проблемы. И это «второе» все портит.
Будем откровенны: на-то, чтобы по-настоящему изменить инвестиционный климат в стране, потребуются многие и многие годы. Возможно, десятилетия. И это при условии, что здесь постоянно что-то будет меняться к лучшему. Значит ли это, что «полноводного» притока денег в страну придется ждать очень долго? Не обязательно. Я хочу предложить для обсуждения идею, которая может гармонично дополнить уже известные предложения по этому вопросу и способна достаточно быстро (в течение года или двух) привлечь в страну десятки, а в дальнейшем, возможно, даже и сотни миллиардов долларов.
Последние события на Кипре сделали проблему сохранения капитала чрезвычайно актуальной. Если раньше она преимущественно трактовалась как задача защиты сбережений от инфляции, то теперь ее многие воспринимают буквально:
как не потерять то, что заработано за многие годы?
Особенно этим встревожены состоятельные люди как в России, так и за рубежом. Надежные методы защиты крупного капитала стали чрезвычайно востребованы. Этим можно воспользоваться и сделать Россию одним из наиболее привлекательных в мире мест для хранения сбережений.
Как известно, в настоящее время банковские вклады в России застрахованы на 700 000 рублей. Вскоре эта планка будет поднята до 1 млн. В большинстве европейских стран индивидуальные депозиты защищены на уровне ?100 000. В США общепринятая страховка для банковских вкладов гарантирует возврат $250 000 в случае банкротства банка. Таким образом, получается, что богатый человек практически не имеет защиты для своих, скажем, 5, 35 или 350 млн долларов или евро, которые он хочет просто хранить в банке. Как показал пример Кипра, всегда есть вероятность того, что в один прекрасный момент можно лишиться всех денег или значительной их части.
Я предлагаю ввести у нас стране дополнительную страховку для крупных депозитов, которая будет гарантировать вкладчику сохранность практически любой суммы, которую он держит в российском банке.
Если иметь в виду, что ставки по депозитам в отечественных банках намного выше зарубежных, то «плата за сохранность» — цена страховки — не должна смущать ни будущих вкладчиков, ни самих банкиров.
Кто будет оплачивать страховку? Отечественную систему гарантий лучше создавать на основе уже имеющейся структуры — Агентства по страхованию вкладов (АСВ). На практике возможны два варианта: условно назовем их «открытый» и «закрытый». При «закрытом» варианте оплачивать страховку может банк (а на самом деле вкладчик, что скажется на его процентах). При этом государство будет стимулировать страхование, например путем частичного покрытия затрат АСВ. Возможна и «открытая» схема: назначается плата за страховку, которую оплачивает вкладчик. Она также должна субсидироваться АСВ. Мы не будем обсуждать здесь, насколько вырастут бюджетные расходы, если государство будет субсидировать страховку или ее часть.
Вначале целесообразно отобрать наиболее надежные банки, которые смогут участвовать в программе страхования крупных вкладов. Стартовать следует с 5-7 банков. На первых порах может быть ограничена и предельная сумма для страхования. Например, $10-15 млн.
Возможно, что на ранней стадии внедрения этого вида страхования каждый банк может получить свои лимиты привлечения новых депозитов. Плата за страховку должна быть достаточно привлекательной (особенно на первом этапе) и, возможно, частично дотироваться государством. Для того чтобы избежать валютных рисков, лучше сам страховой фонд организовывать на мультивалютной основе, которая бы отражала структуру вкладов.
Проблема страхования крупных вкладов стоит на повестке дня достаточно давно, и наиболее интересный опыт в этой области накоплен в США. Так, например, оригинальная система страхования исторически сложилась в штате Массачусетс. Там с 1934 года в сберегательных банках работает специальный частный фонд страхования — Depositors Insurance Fund (DIF), который страхует все депозиты, размер которых превышает лимит страхования для федеральной системы страхования вкладов в США — Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC). Таким образом, вклады страхуются в двух системах: FDIC и DIF. За годы своей работы такой подход оправдал себя и его создатели горды тем, что ни один из вкладчиков не потерял свои деньги за это время.
Правда, описанная система не предназначена для многомиллионных вложений и нацелена в основном на тех вкладчиков сберегательных банков, которые незначительно превышают федеральный лимит в $250 000. В период рецессии в начале 90-х — худшем времени для банков Массачусетса — фонд DIF выплатил страховки на $50 000, чтобы защитить 6500 вкладчиков 19 разорившихся банков. В среднем один вклад превышал федеральный лимит меньше чем на $8000.
А вот схема, которая сейчас широко распространена в США для защиты крупных банковских депозитов и которая хорошо известна и у нас в стране. Правда, в Америка она приобрела уже достаточно цивилизованный и технологический вид, а у нас пока существует в своем кустарном варианте. Речь идет о распределении денег по разным банкам с целью повысить их совокупный уровень защиты. Например, в США существует сеть CDARS, куда входят около 3000 финансовых институтов. Вкладчик можете обратиться в любой из них и заключить договор на депонирование, например, суммы в $10 млн, которые будут размещены на депозитах по $250 000 в 40 банках сети.
Может возникнуть вопрос: зачем вообще страховать богатых вкладчиков? И здесь очень важно понимать, что речь идет вовсе не о заботе о богатых людях (наших и ненаших) в ущерб тем россиянам, которые нуждаются в государственной поддержке. Привлечение дополнительных и длинных (что особенно важно) денег в страну принесет пользу всем жителям России. Во всяком случае так должно быть. Если денег станет больше, то они несомненно будут дешевле. Возможно, что вскоре молодая семья сможет взять кредит на покупку жилья не за 14-15% годовых, а всего, скажем, за 3% и на 15 лет. Так, например, как это сейчас происходит в США.
Не говоря о том, что это может дать сильный толчок к развитию отечественного финансового сектора. Путь Москвы к статусу признанного мирового финансового центра может существенно сократиться.
А «русские» Private Banking и Wealth Management имеют все шансы стать одними из наиболее привлекательных в мире.
Ведь с новыми деньгами кто-то должен работать.