"Больше внимания нужно уделить стимулированию налоговой политики"
23 мая в Доме Правительства состоялось совещание по теме "Основные направления налоговой политики в РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
В нем приняли участие: Министр РФ Михаил Абызов, Министр финансов РФ Антон Силуанов, председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, президент РСПП Александр Шохин, а также члены Экспертного совета при Правительстве РФ.
На совещании были рассмотрены следующие вопросы:
- налоговое администрирование;
- роль стимулирующей функции налоговой системы и ее влияние на экономический рост;
- децентрализация налоговой функции.
Открывая заседание, Михаил Абызов отметил, что в последние 10 лет рассмотрение этого вопроса носило технический характер, но в этом году ситуация изменилась. Перед вынесением документа на рассмотрение в Правительство, по инициативе депутатов Государственной Думы он прошел обсуждение на парламентских слушаниях и сейчас дорабатывается Экспертным советом. «Надо сказать, что этот документ чрезвычайно важен для того, чтобы обеспечить экономическим субъектам долгосрочную предсказуемость условий ведения бизнеса, а гражданам – предсказуемость налоговой нагрузки на них», – отметил министр.
Антон Силуанов в свою очередь заявил: «Те решения, которые нам нужно будет принять в области налогов в текущем году, должны пройти первоначальное обсуждение со всеми заинтересованными сторонами. Напомню, что по законодательству все налоговые законы должны быть приняты за месяц до внесения проекта бюджета в Государственную Думу, то есть до 1 сентября. Поэтому мы должны принять в весеннюю сессию все необходимые налоговые решения, на основе которых и строить впоследствии свою бюджетную политику, на которой уже бизнес будет основывать свои инвестиционные планы».
Рассказывая об основных направлениях налоговой политики, Министр финансов отметил два ключевых направления. Первое – это стимулирующее направление для развития бизнеса, производства, которое необходимо при простоях, как для экономики Российской Федерации, так и для мировой экономики. Второе – фискальное. После он обозначил основные развилки в развитии налоговой политики:
- акцизы на нефтепродукты: «Мы будем повышать ставки акцизов невысокими темпами, более сглаженными, с меньшим влиянием на цены на бензин. Мы считаем, что все должно пройти без повышения цен».
- акцизы на табак: «Развилка 2016 года: продолжаем ли мы довольно высокими темпами повышать акцизы на табачную продукцию (было предложено повысить их на 28% в 2016 году) или оставляем их на уровне 10% – так, как мы предварительно и договаривались».
- страховые взносы: «По законодательству, начиная с 2016 года должна действовать ставка 34%. Мы говорим о том, что необходимо сохранить уровень в 30%, уже исключив 34% из налогового законодательства как данность. Кроме того, мы говорим о необходимости исключения всех льготных тарифов по взносам, потому что каждый плательщик должен формировать свой вклад в пенсионное обеспечение».
Комментируя выступление министра финансов, президент РСПП Александр Шохин отметил: «В 10-процентном росте цен на табак и сохранении предсказуемости по бензину я бы поддержал более плавные, медленные темпы. Во всех этих мерах вылезают фискальные нагрузки, несмотря на курс на увеличение. По страховым взносам я бы добавил, что здесь 30 процентов – это недопустимо». Также он подчеркнул, что важно решить вопрос о создании компенсационного фонда для выплат заработной платы в случае ее задержки или выплат работникам компаний, которые находятся в стадии банкротства. Кроме того, Шохин затронул вопрос единого налога на недвижимость, отметив, что везде существуют отдельные ставки на жилые помещения и на объекты незавершенного капитального строительства: «Я бы поэкспериментировал. Надо посмотреть, насколько сама идеология единого налога, при условии, что все администрирование идет по частям, упрощает ситуацию. Включая оспаривание кадастровой оценки в суде. Не думаю, что гражданам удастся легко оспаривать эти оценки в условиях, когда муниципалы будут испытывать нехватку в бюджетных средствах и завышать кадастровую оценку».
Высказывая свое мнение о налоговой политике, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Максим Рохмистров, активно принимавший участие в обсуждении данного документа на парламентский слушаниях, отметил, что с влиянием на цены на бензин мы можем получить всплеск проблем, в частности, рост потребительских цен, потому что на них влияет изменение цен на топливо в рознице. Кроме того, он подчеркнул, что необходимо дать возможность государству регулировать стоимость моторного топлива именно в рознице: «Добиться этого можно одним способом: сделать стоимость литра моторного топлива в рознице налогооблагаемой базой. Для этого можно отменить транспортный налог и ввести его как показатель экологический, в виде налога за мощность двигателя внутреннего сгорания».
В свою очередь, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин отметил: «Сейчас не сформирован принцип налогообложения. Поэтому нужно менять всю систему оценки. Надо дать доктрину, которая есть во всем мире, что есть судьба здания, и формировать земельные участки со зданиями. Если мы это сформируем, то можно будет говорить об обороте прав на недвижимость, а не на недвижимое имущество. Необходимо вводить в оборот те регионы, которые готовы, и работать над ошибками».
В ответ Михаил Абызов высказал предложение: «Нам необходимо подготовить простую презентацию с основными стратегиями, заложенными в основном в налоговой политике, с часто задаваемыми вопросами и простыми ответами на них, чтобы предпринимателю в Читинской области было понятно, что ему ждать от принятия этого документа в части его работы как экономического субъекта и как гражданина. Потому что мы плохо умеем объяснять простым людям и предпринимателям, что за законы мы принимаем, а мы принимаем правила налоговой политики на три года». Также министр отметил: «В рамках работы комиссии по Открытому правительству Председателем Правительства была поставлена задача по общественному обсуждению и экспертному сопровождению системы контроля поднадзорных функций органов исполнительной власти, включая вопросы, связанные с системой налогового администрирования совместно с предпринимательскими сообществами. По поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова мы в феврале-марте провели работу по контрольной закупке по Федеральной налоговой службе (соответствующий доклад представлен в Правительство), и следует отметить, что на сегодняшний день по заслугам работы Федеральная налоговая служба в части администрирования своих надзорных функций получает самые высокие оценки и в международных рейтингах, и в оценках бизнес-сообщества. Мы провели систему обезличенных контрольных закупок от Владивостока до Мурманска, и надо сказать, что сегодня основной настрой предпринимательского сообщества и частных лиц по работе с налоговой службой сводится к следующему: за последние два года ФНС сумела перейти революционным темпом к сервисной функции».
О налоговом администрировании в своём докладе рассказал генеральный директор ЗАО «1С» Борис Нуралиев: «Я считаю очень важным снижение объема первичных документов. Первичные документы съедают огромное количество трудоемкости: например, бумажный счет-фактура мог бы при добавлении некоторого количества полей заменить и акты - и для многих предприятий это значило бы сокращение документооборота вдвое, также предлагаем отменить командировочные удостоверения, зачем они нужны? В других странах их нет, а какая это трудоемкость! Мы движемся в этом направлении, к сожалению, сейчас программа никак не попадет на общее обсуждение. Однако положительный эффект уже есть. В целом, я согласен, что именно по налоговому администрированию прогресс заметен – и в рейтингах, и предприниматели его хорошо воспринимают».
Михаил Абызов: «Все относятся сейчас к взаимодействию с налоговой службой как к государственному сервису, что еще два года назад невозможно было себе представить. Поэтому обсуждение вопроса по упрощению контрольно-надзорной функции в сфере налогового администрирования и уменьшения количества, проверяющих бизнес и предпринимательское сообщество; единое окно, к которому мы стремимся, как для госуслуг, так и для взимания соответствующих налоговых платежей – вопрос актуальный. Важно понимание государством и экспертным сообществом, сколько эти функции по дублированию системы взимания платежей на различных уровнях бюджетных и внебюджетных фондов сейчас будут стоить для государства и для налогоплательщика. Поэтому мы ведем работу не только в рамках Экспертного совета и комиссии по Открытому правительству, но и взаимодействуем с Агентством стратегических инициатив, которое разрабатывает «дорожную карту» по упрощению в том числе и налогового администрирования».
Подводя итоги совещания, Антон Силуанов отметил, что на следующей неделе вопрос налоговой политики будет рассмотрен на заседании Правительства, затем будет направлен в работу в Государственную Думу. Министр финансов подробно остановился на каждом из обсуждаемых направлений, прокомментировал высказанные экспертами предложения: «Позиция о том, что каждый сам должен формировать себе базу пенсионных начислений, она абсолютно правильна: один не должен платить за другого. Если кто-то должен иметь льготы, значит, кто-то должен за него платить – на наш взгляд, это неправильно. Второй касался налога на дополнительный доход. Мы должны определить в направлениях налоговой политики, почему мы сейчас не готовы вводить этот налог. Говоря об инвестиционных льготах, мы понизили ставку и исключили налоговую инвестиционную льготу, но включили целый ряд других стимулирующих моментов, ускоривших амортизацию. Давайте проанализируем, насколько ускоренная амортизация меньше стимулирует инвестирование, нежели налоговая льгота? Давайте специально этот вопрос рассмотрим. Мы готовы обсуждать и высказываться на площадке Открытого правительства. Согласен, что нам нужно лучше презентовать нашу налоговую меру, нашу налоговую политику. Снижение налога по бухгалтерскому учету, как и самоначисление, – поддерживается. Предлагаю включить это в основные направления налоговой политики. Больше внимания нужно уделить именно стимулированию налоговой политики, согласен с этим. Это серьезная переработка документа, на самом деле, и она произведена. Часть, я думаю, мы успеем сделать сейчас, часть – поставим себе задачей. Если мы сами себе в следующем году заранее поставим цель разработать программу налоговой политики, то, соответственно, мы и раньше начнем ее обсуждать».
В своем заключительном слове Михаил Абызов отметил: «По инвентаризации налоговой деятельности надо подготовить техническое задание, и за месяц мы это не сделаем, это будет сделано в ближайшие три месяца: режим обсуждения, режим анализа эффективности нужно сделать максимально публичными и понятными, потому что выводы, которые могут из этой работы проистекать, связаны с действиями государства в области налоговых льгот в виду их неэффективности. Тогда надо объяснить, почему они неэффективны, почему они не востребованы экономическими субъектами или физическими лицами. Что касается налогового администрирования, функции по сбору страховых платежей, Экспертному совету просьба подготовить соответствующий доклад для Председателя Правительства с предложениями о том, каким образом вы видите этапы обсуждения этого вопроса. Вопрос, что называется, является актуальным».