"Бизнесу нужно, чтобы ему было удобно, безопасно и выгодно"
В преддверии Дня российского предпринимательства, Президент РФ Владимир Путин встретился с представителями российского бизнес-сообщества. Модератором встречи выступил Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Во встречи приняли представители «Деловой России», Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, «Опоры России», Агентства стратегических инициатив, Клуба лидеров, Ассоциации Российских банков, а также более 90 представителей отечественного несырьевого бизнеса. Предприниматели обсудили с Президентом вопросы налоговой, тарифной, денежно-кредитной политик, а также возможность проведения амнистии для предпринимателей, осужденных по экономическим статьям.
Во вступительном слове Владимир Путин отметил, что именно создание новых высококвалифицированных рабочих мест - один из главных драйверов экономического роста в стране. «На первый взгляд, многое сделано, но я прекрасно понимаю, даю себе отчёт в этом и часто от вас это слышу: всё-таки ещё сохраняется много барьеров: и административных, и финансовых, и правовых, и юридических – для того, чтобы везде можно было добиваться таких результатов, как (мною сейчас было сказано) по некоторым регионам Российской Федерации», - заявил Владимир Путин. Он отметил, что в значительной степени и указы прошлого года, и предпринимательская инициатива, которая разработана и которая поэтапно внедряется в нашу практическую жизнь, – были разработаны при активном участии российского бизнес-сообщества. И предложил использовать встречу в преддверии праздника в деловом ключе.
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов отметил, что «без частной инициативы эффективного экономического развития быть не может, и поэтому уже, сегодня мы видим, что предпринимательское сообщество – это целая социальная группа с очень большими задачами, главная из которых – создание рабочих мест».
Он вычленил три главных составляющих бизнес-климата в стране – «бизнесу нужно, чтобы ему было удобно, безопасно и выгодно».
Говоря о безопасности ведения бизнеса, Борис Титов отметил, что в этом направлении сделаны серьезные шаги. Тут и принятие четырех пакетов гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере и создание Института уполномоченного по защите прав предпринимателей. «Мы идём по пути того, чтобы действительно за экономические правонарушения были экономические наказания», - считает Б.Титов.
Но при вышеприведенных положительных факторах и в налоговой сфере, и в тарифной, и в процентах по кредитам наши предприятия пока не имеют тех условий, которые имеют наши конкуренты, считает Борис Титов.
«Действительно, издержки у нас в стране выросли за последние годы, и становится всё менее и менее выгодно делать бизнес, - заявил он. - Знаете, как говорят: «Издержки («косты» по-нашему, по-бизнесовому) стали высокими, и на грани эффективности балансируют уже многие предприятия». Поэтому именно создание выгодных условий для ведения бизнеса в стране Борис Титов предложил сделать главной темой обсуждения.
Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка рассказал о своем видении главных резервов экономического роста в стране.
Он отметил, что российская экономика отстает по производительности труда от развитых экономик мира, где-то на 36 процентов от уровня ОЭСР [Организация экономического сотрудничества и развития] и эту проблему нужно решать. Однако наличие этой проблема одновременно является огромной, колоссальной возможностью нашего развития. «Перезанять население, вместо плохих рабочих мест дать хорошие высокопроизводительные рабочие места – это и есть главный, основополагающий источник экономического роста. Новый несырьевой качественный экономический рост», - подчеркнул сопредседатель «Деловой России».
Он вычленил три главные вещи, которые являются главными носителями, формирующими издержки у инвестиционных проектов, у бизнеса – тарифы, налоги и кредиты. Подробно остановившись на каждом параметре.
Обращая внимание, на взаимосвязанность всех факторов, Александр Галушка в первую очередь выделил ситуацию с тарифами. Он показал на примере прошлого года, что отсутствие индексации тарифов естественных монополий в начале года привело в течение первого полугода 2012 года к очень низкой инфляции – всего 3,5 процента годовых, в годовом исчислении. А повышение в середине года тарифов привело к почти 7-процентной инфляцию вновь.
«У нас возникает ситуация, когда индексируем тарифы, потому что инфляция высокая, сами тарифы разгоняют инфляцию, инфляция – это повод вновь индексировать тарифы, и при этом высокая инфляция еще и дорогое финансирование определяет, еще и кредиты из-за этого дорогие. А из-за того, что дорогие кредиты, нельзя их привлечь, чтобы профинансировать инвестиционные проекты тех же инфраструктурных монополий. Такой замкнутый круг возникает», - прокомментировал Александр Галушка,
«Таким образом, тарифы – это ключевая вещь. И если мы в этой точке, узловой точке проблему решаем, мы по цепочке получаем общий позитивный эффект и по инфляции, и по стоимости кредитов, по стоимости финансирования для бизнеса и инвестиционных проектов», - заключил сопредседатель «Деловой России».
Также А. Галушка остановился на налоговой политике. Он отметил, что разные налоги по-разному влияют на предпринимательскую активность и экономический рост. «Подавляют предпринимательскую активность зарплатные налоги, на втором месте - фискальная нагрузка на добавленную стоимость, на третьем - фискальная нагрузка на прибыль», - привел данные исследований А.Галушка. При этом подчеркнул, что есть налоги, по отношению к которым и предпринимательская активность, и экономический рост не так чувствительны.
В связи с этим Александр Галушка предложил Владимиру Путину «внимательно посмотреть на структуру налоговой нагрузки». «Можно не механически снижать налоги, об этом не идет речь, но можно снизить одни, повысить другие и получить более оптимальную, лучшую структуру налогов, которая и экономический рост стимулирует, и позволяет социальные обязательства исполнять», - отметил автор идеи.
Особое внимание в теме налогов Александр Галушка уделил новым инвестициям старт-апам. «Мы видим, что в мире практически все страны, все без исключения страны для новых инвестиций, для стартапов предлагают свой специальный временный налоговый режим – налоговые льготы и налоговые каникулы для новых стартующих предприятий, для новых инвестиций», - сказал он.
По мнению эксперта «логика этих налоговых льгот состоит в том, что у нас не выпадающие доходы имеют место, а мы таким налоговым стимулированием фактически осуществляем бюджетную инвестицию в расширение налоговой базы». В связи с этим Александр Галушка делает вывод, что если эти льготы не предоставить, то инвестор не придет, а если предоставить, то можно получить от него налоги в дальнейшем. Он рекомендовал рассмотреть льготный период по уплате налогов в течение пяти - семи лет, так как на начальном этапе вложения инвестиций для бизнеса очень чувствительная позиция по налогу на имущество, по налогу на землю и по налогу на прибыль.
В связи с этим Александр Галушка отметил важный шаг Правительства, предложившего налоговые стимулы по Дальнему Востоку. И предложил распространить принципы дальневосточных налоговых льгот распространить на территорию всей России.
По мнению сопредседателя «Деловой России», в России возможен диффенцированный подход к налогам, потому что «качество налогового администрирования сегодня стало на порядок выше». Такой пакет стимулов повысит конкурентоспособность российской юрисдикции и страны в целом, считает он.
Тему тарифной политики продолжил в своем выступлении глава корпорации «Базовый элемент» Олег Дерипаска. «Это важный, на мой взгляд, концептуальный момент – прекратить эскалацию тарифа выше инфляции, потому что это разгоняет всё – и внутренние цены, и кредитные ставки», - заявил он. Господин Дерипаска привел пример, что с 2007 года (наиболее благоприятного года для российских предпринимателей) - Тарифы на железнодорожные перевозки выросли в 1,9 раза, тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей – в 2,1 раза, тарифы на природный газ – в 2,6 раза.
Для решения этой проблемы О.Дерипаска предложил прекратить эскалацию тарифов выше инфляции, обеспечить бесплатный доступ к инфраструктуре естественных монополий, независимо от того, существует она или нет, ввести участие потребителей во всех уровнях инвестиционных программ, которые утверждаются естественными монополиями. «Если Вы дадите поручение Правительству, чтобы они к концу 2015 года до 80% услуг определяли на рыночных условиях, они в состоянии это сделать», - отметил О.Дерипаска.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян говорил о том, какие меры нужны для снижения кредитных ставок.
Он отметил очень низкий уровень монетизации нашей экономики. Сегодня в России уровень монетизации к ВВП - 45%. Тогда как Канада – 127%, Великобритания – 166%, Китай – 183%. Следствием являются тяжелые условия кредитообеспечения. «У нас недостаточная насыщенность экономики кредитными ресурсами, - считает Г.Тосунян. -Если сравнивать, то корпоративные кредиты к ВВП – в нашей стране это 33%. Если брать, к примеру, Испанию, Нидерланды, Италию и другие страны, они выше 50–60–70%. То есть мы явно и по монетизации, и по кредитообеспечению находимся на очень низком уровне».
По мнению Г.Тосуняна, главным драйвером снижения процентной ставки и фондирования длинных пассивов может быть только государство. «В наших условиях это реально только за счет государства, за счет Центрального банка, за счет Минфина» - считает он. Он отметил, что страхи разгона инфляции неверны, потому что инфляция в России не носит монетарный характер. «Наша инфляция чувствительна к тарифам, очень чувствительна, - заявил Г.Тосунян. - И наша инфляция, если посмотреть последние годы, как раз к процентам, к монетизации она нечувствительна. Поэтому здесь бояться того, что этот путь приведет к инфляционным последствиям, неправильно».
Член совета директоров «Совкомбанка» Дмитрий Хотимский предложил две конкретные меры, как снизить банковскую ставку. Первая - ввести операции льготного РЕПО на ипотеку на дешевое жилье в регионах. Эта мера приведет к резкому росту строительства, увеличению народного счастья, росту ВВП на несколько процентов в год и росту доходов бюджета. Вторая – это ввести уголовную ответственность за вывод активов из компании. «На сегодня бизнесмен, получив банковское либо торговое финансирование, может безнаказанно вывести деньги в оффшор или потратить их на фиктивные услуги, - считает Д. Хотинский. - В такой ситуации банковская ставка держится на предельно высоком уровне, и экономика нормально функционировать не может».
Председатель Организации «Опора России» Олег Бречалов подчеркнул, что малый бизнес – функция во многом социальная, поэтому требующая особой заботы. В этой связи он предложил максимально упростить фискальную модель для индивидуальных предпринимателей и для самозанятого населения. «Именно фискальную модель, а не отдельно налоги и отдельно страховые платежи. Все эти платежи должны быть, что называется, зашиты в один платеж, - считает он. - И, учитывая опыт Федеральной налоговой службы, я думаю, этой службе нужно передать администрирование. Именно эта мера, на наш взгляд, позволит мотивировать те 20 миллионов трудоспособных граждан, которые сейчас находятся вне правового поля, они и не наемные работники, и не предприниматели, войти в это правовое поле, потому что, по сути, большая часть из них, конечно же, занимаются предпринимательством».
Вторым его предложением стало введение «налоговых каникул» для любого стартующего бизнеса, малого бизнеса, особенно если это касается малых территорий. «Естественно, опять же, с дифференцированным подходом, - отметил О.Бречалов. - Если это касается производства – пекарня, мельница и подобные проекты, – как минимум два года нужны преференции, чтобы предприниматель встал на ноги».
Вице-президент «Деловой России», Исполнительный Сопредседатель Центра «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров поднял вопрос проведения амнистии для предпринимателей осужденных по экономическим статьям. Он отметил, что сейчас по этим статьям находится в местах лишения свободы – 13 тысяч человек, из которых не все предприниматели, «есть и чиновники, и просто мошенники с рынка». Таким образом амнистия коснется нескольких тысяч человек. Чтобы не возникало сложностей при определении предпринимателей от мошенников и казнокрадов А.Назаров предложил внести в Уголовный кодекс определение предпринимательской деятельности.
Обосновывая необходимость амнистии А. Назаров подчеркнул, что «сейчас мы запретили возбуждать дела по экономическим статьям без заявления со стороны потерпевших, но если посмотреть, то ранее дела возбужденные решением следственных органов, а не по заявлению потерпевших, составляли более 90%. И именно таков был механизм формирования заказных уголовных дел, механизм незаконного их возбуждения».