Презентация доклада "Слепые закупки"
29 мая прошла презентация и обсуждение экспертно-аналитического доклада "Слепые закупки: оценка ограничений конкуренции и доступа к участию в госзакупках, связанных с искажением информации о торгах", подготовленного в рамках рабочей группы Экспертного совета при Правительстве.
В мероприятии приняли участие: Министр РФ Михаил Абызов, заместитель руководителя Федерального казначейства Сергей Гуральников, генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро, директор некоммерческого партнерства «Информационная культура» Иван Бегтин, первый проректор НИУ «Высшая школа экономики» Александр Шамрин, координатор проекта «РосПил» Константин Калмыков, а также представители Федеральной антимонопольной службы, региональных органов исполнительной власти и члены Экспертного совета при Правительстве.
Участники обсудили механизмы, масштабы и причины сокрытия или искажения информации о закупках; примеры закупок, содержащих нарушения при размещении информации; необходимые действия для устранения эффекта «слепых» закупок; уровень раскрытия информации о нарушениях и нарушителях, а также уровень их ответственности; перспективы развития общественного контроля в условиях функционирования нового закона о Федеральной контрактной системе; совершенствование работы сайта zakupki.gov.ru; вопросы информатизации госзакупок.
Рабочей группой Экспертного совета при Правительстве при участии профильных НКО и общественных организаций было проведено исследование способов и последствий сокрытия и искажения информации о госзакупках, все замечания были представлены в докладе.
В своем вступительном слове Михаил Абызов отметил, что в 2013 году Председатель Правительства Дмитрий Медведев определил одним из важнейших приоритетов в работе Открытого правительства внедрение механизмов общественного контроля и экспертного сопровождения качества госрасходов. В рамках этой работы была поставлена задача, которая отражена в Указе Президента о проведении независимого, публичного, технологичного и ценового аудита госинвестиций: «Надо сказать, что Правительство приняло решение о начале реализации пилотных проектов по независимому технологичному и ценовому аудиту. В ближайшие дни предполагается издать директиву для представителей государства в органах управления компаний с госучастием по внедрению механизмов независимого публичного технологичного и ценового аудита».
Сегодня Экспертный совет на площадках министерств и ведомств в формате Открытого правительства ведет серьезную работу по оптимизации госрасходов. «Мы сегодня находимся на переходном этапе. Заканчивает свое действие Федеральный закон N94-ФЗ о госзакупках, однако, с другой стороны, еще не вступила в силу контрактная система, и наша задача – разработать подзаконные акты ФКС, которые бы помогли ее реализовать. Это значит, что для всех министерств важно принять участие в разработке подзаконных актов, учесть те проблемы, которые сегодня существуют при реализации 94-ФЗ. В федеральной системе работает механизм госзакупок, который является платформой 94-ФЗ. Нам важно выявить его проблемы и недостатки, понять их причины и выработать систему для принятия нового ФКС, чтобы они не были перенесены в новый закон», - отметил Абызов
Масштабный анализ закупочных процедур стал возможен при помощи технологии анализа открытых данных: и сегодняшняя система госзакупок, и единый сайт, который администрируется Федеральным казначейством, позволяют анализировать все расходы государства, которые проводятся на площадке электронных торгов с использованием технологий открытых данных. Как заявил министр: «Это означает, что мы в состоянии предлагать технологии и алгоритмы, которые бы их выявляли не только по факту проведения процедур, но и на ранней стадии. Я ожидаю от Экспертного совета именно таких предложений, которые бы могли быть реализованы за счет внедрения механизмов анализа ошибок закупочных процедур на ранней стадии с целью их недопущения. Необходимо совершенствовать систему фильтров для того, чтобы мы могли применить эти знания при внедрении нового ФКС. Масштаб проблемы в условиях проведения через площадку электронных торгов – более, чем 6 трлн руб. – масштаб не ужасающий. Несмотря на сотни ошибок, вылившиеся в крупную сумму, надо понимать, в каком масштабе происходят эти нарушения. Это десятые доли. В целом, система работает не так уж и плохо».
Существующие процедуры госзакупок работают в целом эффективно, обнаруженные в исследовании нарушения не носят массовый и системный характер (о чем говорят цифры финансового ущерба за 2012 год – 874 млн руб.), но текущая система требует более качественной организации информационного обеспечения закупок, а также обеспечения общественно-гражданского контроля на всех этапах заключения госконтрактов. Именно на это во многом направлено внедрение более совершенной и комплексной Федеральной контрактной системы.
В ходе выборочного исследования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru за 2012 год было обнаружено около 12 тыс. нарушений. Из них 662 закупки имели признаки умышленного сокрытия информации и около 2,5 тыс. – дублированное искажение информации. Для предотвращения случаев искажения информации авторы доклада предложили принять серьезные меры по обеспечению доступности и корректного размещения информации о заказах на официальном сайте госзакупок. Также необходимо усилить контроль за счет автоматизации процессов мониторинга и оповещения о нарушениях. Необходим внутренний алгоритм поиска ошибок в системе и регулярная публикация антирейтингов заказчиков – лидеров по количествам «слепых» закупок.
Директор некоммерческого партнерства «Информационная культура» Иван Бегтин в своем выступлении рассказал о методике и порядке проведения исследования. Он отметил, что сейчас информация о госзакупках доступна в формате открытых данных – в машиночитаемом виде, пригодном для автоматического анализа: «Благодаря этому нам удалось провести системную работу не только с латиницей. Были определены и проблемы в искажении информации в целях ее сокрытия – вероятного и определенного. Для того, чтобы выявить и понять все способы сокрытия информации, необходимо было проанализировать информацию на всех уровнях с технологической точки зрения и провести анализ нарушений». Также он обозначил основные способы искажения информации: использование латиницы (был составлен словарь опечаток), отсутствие ключевых слов, замена букв на похожие цифры, использование тире в корне слова, разделение букв пробелами. Кроме того, Бегтин отметил, что была разработана методика выявления закупок с явными искажениями в названиях и методика ограничения доступа к участию в госзакупках. Также был оценен ущерб от ее ограничения.
Первый проректор НИУ «ВШЭ» Александр Шамрин отметил, что проблема «слепых» закупок может быть выявлена благодаря общественной активности и возможности в публичном доступе узнавать информацию о процедуре торгов. Кроме того, он добавил, что использование латиницы, ошибок и опечаток при написании слов, не позволяющих осуществлять поиск конкретной закупки, зачастую не носят умышленный характер. Также было обозначено, что масштаб выявленных нарушений не позволяет сделать вывод о существенном влиянии «слепых» закупок на уровень конкуренции на этом рынке. Он подчеркнул, что в результате исследования была сформирована база из 3 тыс. закупок и рассчитан экономический ущерб: «Нам пришлось работать с «грязными» данными. Мы должны были достаточно корректно сформулировать те критерии, по которым мы относим закупки к разряду закупок с потенциальными нарушениями».
В свою очередь координатор проекта «РосПил» Константин Калмыков обозначил основные варианты решения проблем искажения информации при размещении (по уровням):
- техническо-контрольный уровень (пример: идентификация латинских и кириллических символов, которая сейчас заработала на сайте госзакупок);
- уровень раскрытия информации о нарушениях и нарушителях (пример: условный «реестр недобросовестных заказчиков»);
- уровень ответственности (дисциплинарная ответственность, увеличение штрафов за нарушения);
- уровень повышения квалификации.
По словам Калмыкова: «Хорошо, что организована такая площадка, где можно собрать экспертов, где они будут взаимодействовать, и в результате будут приняты меры. Очень важно, что проведена конкретная работа, связанная с проблемой искажения информации».
Подводя итоги заседания, Михаил Абызов обозначил, каким образом будут использованы результаты доклада. С одной стороны, необходимо предоставить возможность кредитораспорядителям и чиновникам – лицам, ответственным за закупки на региональном и федеральном уровне, высказать свое мнение относительно выводов, изложенных в докладе: «Я уверен, что злоупотребления и коррупцию в сфере госрасходов и госзакупок исключительно административными элементами искоренить нельзя. И это иллюзия, что переход от 94-ФЗ в новое законодательное поле 44-ФЗ изменит ситуацию. От одной цифры вдруг окажемся в другом мире? Люди, которые злоупотребляют процедурами и преднамеренно искажают данные по закупкам с целью манипулирования, с целью ограничения конкуренции в пользу отдельных компаний, нарушают не только закон, но и дух государственной системы, потому что закупки – это распределение средств налогоплательщиков. Такое надо калёным железом выжигать. Если не умеют работать с деньгами налогоплательщиков, не надо браться за это».
Также он еще раз обозначил важность подготовки к внедрению федеральной контрактной системы, где помимо электронных госзакупок вводится система долгосрочных контрактов на приобретение услуг на основании полной стоимости владения и долгосрочной стоимости эксплуатации: «Для того, чтобы не столкнуться с масштабными претензиями в работе государства в части госрасходов, нам необходимо подготовиться к этому новому этапу. Серьезная работа предстоит в ближайшие 5 месяцев, ждать положительных изменений в течение месяца не стоит. Надо приготовиться к масштабной работе».