"Мы по-прежнему стоим перед необходимостью создания эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством"
31 мая 2013 года Владимир Путин провёл заседание Государственного совета Российской Федерации "О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг".
На заседании, в частности, обсуждались предложения рабочей группы Госсовета по решению основных проблем отрасли, связанных с низкими темпами модернизации коммунальной инфраструктуры и недостаточной инвестиционной привлекательностью. Кроме того, рассматривались предложения по решению проблемы неплатежей в ЖКХ и меры по ликвидации кадрового дефицита в отрасли.
Перед началом заседания глава государства осмотрел экспозицию, рассказывающую о новой государственной информационной системе для внедрения в ЖКХ.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, возглавлявший рабочую группу по подготовке Госсовета, выступил на заседании с докладом.
- Почти четыре столетия назад царь Алексей Михайлович издал наказ
«О градском благочинии». По сути, с этого законодательного акта берет начало правовое регулирование российской жилищно-коммунальной системы.
Сегодня жилищно-коммунальный комплекс является базовой отраслью экономики. Он обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инфраструктурой. Его оборот составляет 4,2 трлн. рублей, что соответствует порядка 7 процентов валового внутреннего продукта России. Только население платит в год 1 триллион 300 миллиардов рублей.
Качество и стоимость этих услуг – первое, на что обращают внимание граждане, когда они дают оценку работе власти. И, судя по опросам общественного мнения, даже до твердой «четверки» нам еще очень и очень далеко. В феврале 2013 года ситуацию в ЖКХ назвали наиболее важной проблемой 60% россиян. Тогда как три года назад аналогичный ответ давали 40% опрошенных.
Люди видят, как растут суммы в квартирных квитанциях, но пока не чувствуют качественных изменений в этой очень важной сфере. Проводимые сегодня преобразования закладывают основы развития отрасли на долгосрочную перспективу и не дают быстрой отдачи. Это подтверждают результаты мониторинга, проведенного Минрегионразвития в рамках исполнения Ваших, Владимир Владимирович, поручений по итогам февральского совещания по вопросам улучшения качества услуг ЖКХ. Рабочая группа видит главную причину такого положения дел в разрыве, который образовался между вводимыми нормативно-правовыми актами, регулирующими отрасль, и принимаемыми на местах управленческими решениями.
Начатый нами переход от латания дыр к выстраиванию той самой системы «благочиния, добронравия и порядка», о которой вели речь наши предки, застопорился из-за традиционного для России препятствия. Органы местного самоуправления да и субъекты Федерации продолжают обеими руками держаться за старые, более привычные схемы. Регулирующие отрасль новые нормативные правовые акты применяются неполно, а, следовательно - неэффективно. Поэтому важнейшим условием реформирования ЖКХ остается последовательное и точное выполнение планов, намеченных руководством страны. Включая практическую реализацию органами власти субъектов и органами местного самоуправления подходов и механизмов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мы по-прежнему стоим перед необходимостью создания эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, которая должна быть основана на строгом учете ресурсов и услуг, на государственном, правовом и тарифном регулировании рынков коммунальных ресурсов, на стимулировании инвестиций.
По данным Минрегиона, в апреле этого года, общедомовые приборы учёта коммунальных ресурсов имели 60% домов. Однако в отдельных регионах доля многоквартирных домов с приборами учёта не превышает и 20%. Рабочая группа считает необходимым детально проанализировать 261-й федеральный закон и скорректировать заложенные в нем подходы, которые не дали запланированных результатов, а также принять ряд дополнительных шагов. Во-первых, учитывать расходы ресурсоснабжающих организаций по установке приборов учета при расчете тарифов. Сегодня такого рода «зачет» противоречит букве закона. Во-вторых, реализовать принятые решения по усилению ответственности за потребление коммунальных ресурсов без приборов учета. В-третьих, как можно скорее законодательно регламентировать вопросы коммерческого учета коммунальных ресурсов при их поставках промышленным потребителям.
Чтобы в дальнейшем не наступать на одни и те же грабли, имеет смысл установить повышенные требования по энергоэффективности к жилым домам и другим объектам, строительство которых осуществляется по государственному или муниципальному заказу или с использованием бюджетных средств. Кстати, Петербург в прошлом году одним из первых в России приступил к реализации собственной программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Мы разработали и утвердили соответствующие региональные нормативы для строительства жилых домов и общественных зданий.
Сегодня колоссальное количество потерь в ЖКХ связано с тем, что основные фонды отрасли устарели и морально, и физически. Коэффициент полезного использования топлива на российских тепловых электростанциях снизился за последние 20 лет с 57% до 53%. В то время как, например, на ТЭС Дании и Финляндии он вырос с 52% до 80%. Перерасход топлива в стране по экспертным оценкам по отношению к 1992 году составляет 37 млн. тонн условного топлива или более 100 млрд. рублей. Мы топим сегодня не дома, а улицу. Во многих централизованных системах теплоснабжения уровень цен по отдельным генераторам или в целом по системе уже превысил стоимость так называемой «альтернативной котельной». Это напрямую сказывается на платежах населения, так как потери пытаются покрыть в основном ростом тарифов.
Существующая ныне тарифная политика формировалась в то время, когда стояла задача перехода к 100 процентной оплате услуг населением. Эта политика себя исчерпала. Согласно законодательству, с 2016 года планируется отказаться от установления предельных тарифов и перейти к установлению долгосрочных тарифов. Одновременно Правительству Российской Федерации следует возобновить контроль за ростом совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. Для защиты людей необходимо ввести новый ограничитель - предельный индекс роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. Он сделает долгосрочные тарифы более гибкими, позволит учитывать потребности и платежеспособность населения, а также инвестиционные возможности ресурсоснабжающих предприятий.
На сегодняшний день дебиторская задолженность организаций в сфере ЖКХ составляет 700 млрд рублей, кредиторская – 600 млрд рублей. Она формируется в основном у населения, где уровень оплаты составляет 95%, и в управляющих организациях. Суммарная задолженность населения и управляющих организаций составляет более половины всей задолженности в отрасли. Важную роль в решении этой проблемы должно сыграть ужесточение финансовой ответственности управляющих организаций за нарушение требований закона по распределению платежей. А в случаях, когда управляющая организация накапливает значительную задолженность, надо предоставить ресурсоснабжающим предприятиям возможность заключать прямые договоры на поставку коммунальных услуг с потребителями с обязательством обслуживать внутридомовые сети.
Собственники жилья должны также иметь возможность принять решение о передаче внутридомовых сетей на обслуживание ресурсоснабжающим организациям. Таким образом, возможно, будет избавиться от недобросовестных посредников.
Потребитель тогда будут по-настоящему защищен, когда будет знать все свои права и обязанности. Если у него возникают претензии к управляющим и ресурсоснабжающим организациям – надо на региональном уровне помочь ему отстоять свои права, оказать квалифицированную юридическую помощь, развивать сеть общественных организаций по контролю качества услуг ЖКХ. А для начала – упростить и регламентировать те процедуры, по которым потребитель может доказать факт предоставления некачественной услуги.
Права и интересы граждан нередко нарушаются из-за злоупотреблений в сфере управления многоквартирными домами. Зачастую за дело берется организация, у которой нет ни материальных, ни людских ресурсов, и которая существует только на бумаге. Рыночные механизмы в этой ситуации, к сожалению не работают. Ужесточить требования к управляющим организациям, на мой взгляд, можно путем лицензирования соответствующих видов деятельности и отзыва лицензий у недобросовестных предприятий, либо обязательного страхования качества услуг.
Жилищно-коммунальному комплексу России сегодня остро не хватает квалифицированных кадров. Вы об этом, Владимир Владимирович, уже говорили. Рабочая группа предлагает развивать собственные научные школы, профессиональные учебные заведения, вести работу с молодежью. Кроме того нужно разработать профессиональные стандарты отрасли, федеральные государственные образовательные стандарты в сфере ЖКХ. Оказать полноценную, отвечающую духу времени и потребности отрасли, поддержку высшим учебным заведениям для создания необходимых образовательных программ. В том числе, как я уже говорил, и в высшей школе, и в средних учебных заведениях. Требуется также срочное введение нового образовательного направления в сфере эксплуатации жилищно-коммунальных объектов и в управлении многоквартирными домами.
Объём инвестиций в ЖКХ в минувшем году составил 291 млрд. рублей, тогда как потребность на восстановление инфраструктуры составляет более 9 трлн. рублей. В течение 2013-2020 годов федеральный бюджет по госпрограммам модернизации коммунальной инфраструктуры предусматривает выделение средств в размере более 24 млрд. рублей, еще 15 млрд. рублей составит финансирование программ Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Как уже говорилось в Вашем, Владимир Владимирович, выступлении, без обеспечения притока частных инвестиций и повышения эффективности государственных расходов на модернизацию коммунальной инфраструктуры невозможно решить те задачи, которые ставятся.
Рабочая группа в дополнение к перечисленным выше мерам предлагает:
- обеспечить проведение открытых конкурсов на передачу коммунальной инфраструктуры частным операторам, используя в качестве приоритетной формы отношений концессионные соглашения;
- рассмотреть возможность упрощения правил предоставления гарантий субъектами Российской Федерации по возврату инвестиций, путем их обеспечения собственностью на объекты централизованных систем коммунальной инфраструктуры и формирования источников для их возврата в составе тарифов на коммунальные ресурсы;
- обеспечить софинансирование со стороны бюджетов Российской Федерации расходов на капитальные вложения в модернизацию коммунальной инфраструктуры в малых городах и населенных пунктах.
Предложенные меры позволят оздоровить ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве, повысить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг.