Уровень налоговых поступлений за три года вырос почти на 22% - сообщил Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России
В ФНС России состоялось заседание расширенной коллегии, посвященной итогам работы Службы за I квартал 2013 года.
Коллегия прошла в здании центрального аппарата Федеральной налоговой службы под председательством Руководителя Федеральной налоговой службы М.В. Мишустина. На заседании также обсудили тенденции, обозначившиеся в налоговом администрировании в последние годы.
Применение новаций, улучшение налогового администрирования, повышение прозрачности деятельности налоговых органов позволили ФНС России обеспечить высокий уровень налоговых поступлений в последние годы. При росте ВВП за три года на 12,7 % уровень налоговых поступлений вырос на 21,8%, заявил Михаил Мишустин.
«Высокий уровень нашей работы получил международное признание, результаты нашей деятельности высоко оценены в рейтинге Всемирного Банка. Это также подтверждают и результаты Международного форума по налоговому администрированию ОЭСР, который состоялся 15-17 мая 2013 года в Москве под эгидой ФНС России. В работе Форума приняли участие официальные представители 51 налоговой администрации», - подчеркнул Руководитель Налоговой службы.
Михаил Мишустин добавил, что усилия Службы по созданию новых подходов и технологий налогового администрирования, развитию дистанционного взаимодействия с налогоплательщиками высоко оценены и в рамках Открытого Правительства.
Выступая на заседания расширенной коллегии, Михаил Мишустин подвел итоги работы Службы за I квартал 2013 года. Он отметил, что в последние годы росли поступления налогов, наиболее сложных в администрировании – это налог на прибыль и НДС. При этом, несмотря на общий рост налоговых поступлений почти на 22%, с 2012 года темп роста налогов замедлился.
«Естественно, это связано с замедлением роста экономики - темп роста ВВП составил 103,4% против 104,3% в 2011 году», - пояснил Руководитель Налоговой службы.
В I квартале 2013 года ФНС России обеспечила рост поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ на уровне 106%, в федеральный бюджет – 107%. Выросли поступления по результатам контрольных проверок на 13% с 33 до 37,5 млрд. рублей. Михаил Мишустин отметил, что Службе удается сохранить положительную тенденцию увеличения эффективности одной выездной проверки - с 7 млн. рублей в I квартале 2012 года до 9,4 млн. рублей в I квартале 2013 года, или на 33%.
«Поддерживать такие высокие результаты удается благодаря улучшению аналитической составляющей при подготовке налоговой проверки», - отметил М.В. Мишустин.
Сохраняется положительная тенденция по снижению количества жалоб. За три года, с момента введения процедуры обязательного досудебного обжалования, их количество уменьшилось на 28% (с 70 тысяч в 2009 году до 50 тысяч в 2012 году). За I квартал 2013 года поступило 10 тысяч жалоб, на 16% меньше чем за аналогичный период прошлого года.
Михаил Мишустин также отметил эффективную работу правового блока. В I квартале 2013 года в пользу бюджета рассмотрено 69% оспариваемых сумм - это более 40 млрд. рублей за квартал. Для сравнения, в 2010 году в пользу бюджета было рассмотрено 41% оспариваемых сумм.
Служба продолжает применение нестандартных и эффективных решений, направленных на совершенствование налогового администрирования в части организации налогового контроля. В 2012 году Служба начала применять «горизонтальный мониторинг» - систему расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком. Были заключены первые соглашения с крупнейшими налогоплательщиками, к финансово-хозяйственной деятельности которых налоговые органы имеют удаленный доступ.
В дальнейшем, практика расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиками будет распространена на все регионы, подчеркнул Михаил Мишустин. И онлайн доступ к данным налогоплательщиков позволит исключить рутинные операции и перераспределить ресурсы на повышение эффективности налогового контроля налогоплательщиков, осуществляющих операции с высоким уровнем налоговых рисков.
Кроме того, Служба проделала большую работу по подготовке всех необходимых методик и инструментов в части контроля цен для целей налогообложения.
«Мы передвинули срок подачи уведомлений о контролируемых сделках на 20 ноября 2013 года, а срок принятия решения о проведении проверки - на 30 июня 2014 года, чтобы более детально изучить информацию о контролируемых сделках налогоплательщиков и более точно сделать выбор объектов налогового контроля цен для проведения проверок. Уже поступило 60 уведомлений», - заявил Мишустин.
В настоящее время Служба разрабатывает специализированные критерии для автоматизированного отбора контролируемых сделок в рамках предпроверочного анализа, на основе которых будут приниматься решения о проведении проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в 2012 году.
Говоря о сокращении рутинных операций в работе налоговых органов, Михаил Мишустин также подвел итоги работы по созданию специализированного учреждения ФКУ «Налог-сервис», куда уже переданы основные сервисно-технические функции по обслуживанию налоговых органов.
В составе ФКУ «Налог-Сервис» функционирует 79 филиалов. Все филиалы оснащены современным оборудованием, обеспечить которыми все налоговые инспекции невозможно. Филиалы ФКУ «Налог-Сервис» выполняют функцию централизованной обработки налоговой и бухгалтерской отчетности и функцию массового ввода, печати и рассылки налоговых уведомлений по имущественным налогам.
Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия Служба заключила централизованное соглашение с Почтой России. Уже с этого года информацию о недоставленной корреспонденции налоговые органы будут получать бесплатно в электронном виде. Это значительно упростит работу налоговых органов по выявлению неточной информации регистрирующих органов и существенно снизит расходы на оплату недоставленной корреспонденции. Для этого в ЦОДе создается специальный централизованный информационный ресурс, с которым будут работать все субъекты РФ.
До конца года запланирована реализация следующих пилотных проектов:
- по освоению функции централизованной обработки документов, представляемых в налоговые органы при государственной регистрации – в 21 регионе, в том числе в Москве;
- по передаче функции массовой обработки истребованных документов – на базе 11 регионов и трех межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам;
- по передаче функции централизованного архивного хранения документов в филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Республике Башкортостан, Волгоградской, Нижегородской областях и Санкт-Петербурге.
В результате к концу 2014 года ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России будет в полном объеме выполнять ключевые сервисные функции по обслуживанию налоговых органов на всей территории Российской Федерации, что позволит освободить сотрудников налоговых органов от рутинных операций и даст возможность сконцентрировать внимание на контрольно-аналитическую работу.
В заключение своего выступления Михаил Мишустин остановился на еще одной важной теме, ставшей актуальной в последнее время. 30 мая 2013 года на заседании Правительства Российской Федерации были приняты основные направления налоговой политики на 2014-2016 годы. Он отметил, что Налоговая служба готова к администрированию налога на недвижимое имущество, который в соответствии с принятым документом с 2014 года заменит действующий налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Важными условиями перехода на новый налог являются:
- завершение процедуры утверждения результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости органами власти субъектов Российской Федерации и внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости;
- обеспечение проведения государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, в том числе государственная регистрация прав на которые осуществлялась в «упрощенном порядке»;
- обеспечение представления в налоговые органы единого информационного массива, содержащего сведения об объектах недвижимости, их стоимости и правообладателях;
- утверждение органами местного самоуправления нормативно-правовых актов, содержащих все элементы налога (налоговых ставок, льгот, размеров уменьшений (вычетов) налоговой базы) и представление их в налоговые органы.