Геннадий Шейда: "Выживет ли алтайский бизнес — не праздный вопрос"
член Комитета гражданских инициатив:
Конец мая был насыщен повышенным вниманием чиновников всех уровней к теме предпринимательства. Интерес понятен: к празднику нужно было хоть как-то обозначить свое понимание предпринимательских нужд, наградить лидеров в этой сфере. И если торжеств вполне хватало, то вот объективного рассмотрения проблем предпринимательства явно недоставало.
Этот пробел постарались ликвидировать на заседании открытого дискуссионного клуба Res Publica, учрежденного краевым отделением партии "РПР-ПАРНАС". Тема заседания "Как живет алтайский предприниматель?", выступления его спикеров Эдуарда Черченко ("Деловая Россия") и Лилии Толстовой (Алтайский союз предпринимателей) вызвали немалый интерес у местных предпринимателей.
Большинство участников дискуссии, а это представители бизнеса, лидеры предпринимательских объединений, гражданские активисты, пришли к выводу, что деловой климат в стране и крае неуклонно ухудшается. Причем решающее влияние на ситуацию оказывал не столько затухающий мировой финансовый кризис, а скорее, целенаправленные действия российского правительства. Рост социальных налогов на фонд заработной платы, двукратное увеличение страховых выплат, растущие цены и тарифы монополистов, отсутствие четких правил приобретения и пользования землей, технического подключения к инфраструктурным сетям, высокие кредитные ставки, бюрократизм и волокита ставят на грань закрытия все новые и новые бизнесы. Все чаще представители МСП стали говорить: "Мы не нужны власти, все делается только для монополистов и крупных федеральных сетей".
Под угрозой срыва оказалась и краевая программа поддержки предпринимательства, рассчитанная на 2011–2013 гг. В ней в качестве одного из важнейших индикаторов развития ставилась задача к концу года иметь в крае более 110 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Однако только в конце прошлого и начале этого года в крае закрылось около 10 тыс. предприятий, в первую очередь ИП, и наверстать упущенное уже не представляется возможным. Беспокоит и общее снижение объемов поддержки бизнеса из краевого бюджета, заложенных в программе.
Исчезновение такой площадки, как "Съезд предпринимателей Алтайского края", на котором бизнес-сообщество выступало своеобразным общественным заказчиком экономической политики в крае, снизило влияние предпринимательства и гражданского общества на принятие решений. Чиновники пытаются создавать все новые виды рентных отношений, раздувая свой штат и захватывая ниши в экономике, ранее успешно освоенные бизнесом. Ярким примером этого является срыв широко известной аграрной ярмарки "Алтайская нива". На Яровом многие предприниматели лишились своих мест для рыночной торговли, когда местные власти снесли здание предпринимателя Андрея Вайса, в котором вполне мог разместиться рынок. В Завьялово, вместо того чтобы продать столярный цех единственному предпринимателю-столяру, разместили в нем пункт по приему металлолома, где все чаще оказываются даже новые запчасти сельхозтехники обанкротившегося хозяйства "Изумрудной страны".
Нередко отдельные чиновники говорят о том, что со стороны структур гражданского общества нет достойных внимания предложений. Однако разработки и предложения "Деловой России", "ОПОРы России" и АСП детально проработаны и могли бы оказать существенное влияние на улучшение делового климата в стране и крае. Среди них — общее снижение совокупной налоговой нагрузки, ее упрощение и стабилизация, упрощение регистрации самозанятых граждан, снижение тарифов монополистов и банковских ставок по кредитам, введение налоговых каникул для начинающих предпринимателей, наведение порядка в сфере разрешительных процедур. Выпадающие доходы, по мнению участников дискуссии, вполне покроются ростом акцизных сборов с табачных изделий и спиртосодержащей продукции, выводом теневых бизнесов и улучшением налогового администрирования, повышением эффективности госрасходов, направленных на развитие предпринимательства, усилением борьбы с коррупцией.
Праздник прошел, розданы дипломы и малиновые пиджаки. Он показал, насколько остро назрела необходимость принципиального, открытого и честного диалога власти и бизнес-сообщества, совместный поиск решений все новых и новых проблем развития нашего региона.