Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Денис Мантуров: "Для создания новых производств будет подготовлен перечень приоритетных инвестиционных проектов индустрии. Этим проектам должна быть оказана поддержка, как со стороны федеральных ведомств, так и региональных властей"

Денис Мантуров: "Для создания новых производств будет подготовлен перечень приоритетных инвестиционных проектов индустрии. Этим проектам должна быть оказана поддержка, как со стороны федеральных ведомств, так и региональных властей"

Сегодня на заседании  Правительства РФ обсуждают  стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации.

Дмитрий Медведев, открывая заседание, отметил важность рассматриваемого вопроса.

- Я напомню, что это одно из направлений Национальной стратегии действий в интересах детей, она в прошлом году обсуждалась и была принята. Не буду объяснять, для чего принимается эта программа, эта стратегия. Понятно, что от условий, в которых воспитываются наши дети, от того, в какие игрушки они играют и какие книжки читают, зависит и их развитие, и в конечном счёте будущее каждой семьи и государства. Поэтому от качества детских товаров, тех же игрушек, учебников, мультфильмов и компьютерных игр зависит и развитие нашего общества.

Не секрет, что требования к игрушкам и детским товарам меняются. Понятно, что то, что было пригодно, например, 30–40 лет назад, сегодня уже мало кого удовлетворяет. Дети с очень раннего возраста начинают пользоваться различными электронными приборами, включая компьютеры. Вообще жизнь меняется, поэтому компании, которые производят товары для детей, должны соответствовать всем самым современным требованиям, выпускать высококачественные и безопасные, исходя из экологических и других стандартов, товары. Есть такие вещи, которые мы должны выпускать самостоятельно, не передавая их на исполнение каким-либо иностранным структурам или другим компаниям.

Сегодня на нашем рынке представлены детские бренды, достаточно серьёзные, но их немного. Что интересно, я посмотрел статистику: общий объём российского рынка детских товаров на самом деле очень и очень значительный – порядка 700 млрд рублей, из них лишь пятая часть – товары отечественного производства. А всего в индустрии детских товаров в нашей стране занято более 300 тыс. человек. Это 15 отраслей деятельности – не только промышленность, но, естественно, сфера культуры, образование, здравоохранение.

Ситуация требует государственного внимания. Нужно продолжить развитие отечественной индустрии детских товаров – от одежды, питания до книг и учебников.

Подробно о проекте стратегии доложит Министр промышленности и торговли. Ведомство готовило документ. Надеюсь, будет заниматься его реализацией внимательно, в том числе разработкой государственной политики и формированием законодательной базы в сфере индустрии детских товаров.

Несколько проблем я обозначу ещё до доклада министра. Понятно, что важнее всего справиться с отсталостью отрасли, технологической отсталостью, в том числе за счёт средств, которые предусмотрены государственной программой «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а также других государственных программ. Государство должно и в этой сфере поддерживать малый и средний бизнес, подумать о налоговых режимах для производителей детской продукции, усилить их защиту от недобросовестных конкурентов и контрафактной продукции.

В общем, давайте об этих проблемах поговорим – и не только о них. На заседании у нас по сложившейся практике присутствуют наши коллеги из регионов: приглашена Светлана Юрьевна Орлова, которая у нас сейчас работает исполняющим обязанности губернатора Владимирской области, и член Экспертного совета при Правительстве Евгений Абрамович Бунимович.

Сегодня мы также рассмотрим проект нового закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Речь идёт о совершенствовании механизмов государственного регулирования и контроля за деятельностью органов, которые отвечают за оценку соответствия продукции установленным требованиям. Напомню, что ещё в 2011 году в соответствии с Указом Президента был образован новый федеральный орган исполнительной власти – Федеральная служба по аккредитации, она относится к ведению Минэкономразвития.

Задача заключается в том, чтобы сформировать нормативную среду, которая позволит укрепить доверие к российской продукции как на внутреннем, так и на международном рынке. Важно поставить также надёжный заслон некачественным и контрафактным товарам, о чём я говорил только что при характеристике Стратегии развития индустрии детских товаров. Национальная система аккредитации должна быть не самодостаточной и абсолютно самостоятельной, она должна быть гармонизирована с международными стандартами и рекомендациями. Иначе просто нас не будут воспринимать во всём мире, а это отразится на нашей конкурентоспособности, включая, конечно, и нашего ведущего торгового партнёра – Европейский союз, и наших партнёров по Таможенному союзу, наиболее близкие нам страны.

Остановлюсь ещё на одной теме, которая имеет прямое отношение к реализации государственного оборонного заказа и совершенствованию законодательства в этой сфере. Как вы понимаете, эта проблематика тоже в поле зрения Правительства. Я напомню, в конце прошлого года был принят закон «О государственном оборонном заказе», которым установлены правовые основы регулирования отношений в этой сфере, принципы определены, методы ценообразования. Сегодня в рамках тех идей, которые обсуждались, мы рассмотрим проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Речь идёт об установлении персональной ответственности государственных заказчиков, исполнителей государственного оборонного заказа и должностных лиц, чьи действия или бездействие стали причиной различных нарушений в ходе размещения и выполнения гособоронзаказа. Законопроектом предлагается установить административные штрафы: для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 300–500 тыс. до 1 млн рублей, а повторное нарушение по этому законопроекту влечёт дисквалификацию должностного лица.

И ещё один вопрос в контексте рассмотрения этой темы. Я хотел бы ещё раз обратить внимание тех, кто отвечает за эту сферу, – это и Дмитрий Олегович Рогозин, и Сергей Кужугетович Шойгу – на необходимость использования в этих отношениях не только административной, но и экономической ответственности, то есть ответственности гражданско-правовой, ответственности недобросовестных поставщиков за некачественную продукцию. Мало просто штраф применить, нужно, чтобы не только отдельные должностные лица персонально рублём наказывались, но и, как это делается во всём мире, должны предъявляться санкции ко всей компании. Таким образом, весь коллектив должен отвечать за некачественный результат, и пусть платят в необходимых случаях и неустойку, и компенсируют убытки. Мы неоднократно тоже об этом говорили. Надеюсь, что этот законопроект вкупе с другими мерами станет серьёзным дисциплинирующим фактом.

После вступительного слова Председателя Правительства, с основным докладом выступил глава Минпромторга Денис Мантуров.

- В соответствии с - указом Президента, распоряжением Правительства Российской Федерации, нами подготовлена, разработана Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. В её подготовке участвовали все заинтересованные ведомства. К экспертизе было привлечено около 40 субъектов Российской Федерации, более 50 общественных экспертных организаций. Стратегия одобрена общественным советом нашего министерства.

Основным базовым ориентиром для нас стала Национальная стратегия действия в интересах детей на период 2012–2017 годов. Главная цель рассматриваемой стратегии заключается в развитии устойчивой структурно сбалансированной и конкурентоспособной индустрии детских товаров. В отличие от большинства видов промышленной индустрии товары для детей несут в себе развивающую и воспитательную функцию, оказывают непосредственное влияние на физическое и эмоциональное здоровье детей. Однако необходимость участия государства в развитии индустрии определяется не только её социальными функциями, но и экономическими предпосылками. Этот сегмент включает 1245 промышленных предприятий, расположенных в 75 субъектах Российской Федерации, и более 5 тыс. предприятий сферы торговли, ассортимент которых включает только детские товары. В 2012 году, как Вы уже отметили, около 700 млн рублей составил общий оборот в этой индустрии – это 5% от общемирового денежного выражения. Кроме того, отечественный рынок детских товаров – один из самых быстрорастущих. В последние два года он увеличивается более чем на 10% в год, опережая общемировые темпы роста – это примерно 5% в год. Вместе с тем большинство российских производителей не успевают за такой динамикой спроса, как результат – совокупная доля рынка крупных иностранных компаний, а также контрафактных и нелегально произведённых изделий достигает 80%. В зависимости от товарной группы доля отечественной продукции составляет около 20% в среднем. Это та отправная точка, с которой мы должны начать наращивать своё присутствие на внутреннем рынке с российской продукцией. Поэтому первой и главной задачей стратегии является увеличение доли российских товаров для детей на рынке.

Её решение обеспечивается за счёт формирования механизмов промышленной политики в индустрии, стимулирования спроса на товары российского производства и развитие кадрового потенциала индустрии. Для разработки в индустрии механизмов промышленной политики детские товары будут выделены в общероссийских классификаторах и Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Это позволит обеспечить отрасль официальной статистической информацией и даст возможность оперативно реагировать на изменения в её динамике.

Для создания новых производств будет подготовлен перечень приоритетных инвестиционных проектов индустрии. Этим проектам должна быть оказана поддержка, как со стороны федеральных ведомств, так и региональных властей.

Совместно с Минэкономразвития предлагается поддерживать новые системообразующие проекты – национальную технологическую платформу «Инфраструктура детства» и инновационно-промышленный кластер «Территория детства». Для стимулирования спроса на товары российского производства совместно с Министерством образования, Минздравом, Минтрудом и Минрегионом России необходимо подготовить точечные решения по продвижению различных товарных категорий. Среди них поддержка социально значимых телевизионных программ, интернет-сайтов, организация информирования о новых образцах учебного оборудования и материалов. Конкретные предложения будут сформулированы в рамках разработки дорожной карты индустрии.

Также одним из ключевых проектов Минпромторга по данному направлению станет создание в розничных сетях площадок для продвижения российских товаров и организация торговых сессий отечественной продукции.

Мероприятия по развитию кадрового обеспечения индустрии будут реализованы совместно с Минобрнауки, Минтрудом России. Требуется формирование отраслевой системы прогнозирования кадровых потребностей и на их основе определение контрольных цифр приёма граждан в учреждения высшего образования.

Ещё одно важнейшее направление – разработка профессиональных стандартов индустрии детских товаров и уточнение федеральных государственных образовательных стандартов. Отмечу, что первый профессиональный стандарт в части дизайна игр и игрушек будет подготовлен уже в этом году. Это особенно актуально в свете современных мировых тенденций в отрасли. Политика транснациональных лидеров в производстве детских товаров в последние пять лет ориентирована на внедрение новых материалов, создание инновационного дизайна и интеграцию в виртуальную среду.

В отечественной индустрии слабый технологически инновационный уровень, доля устаревшего оборудования составляет около 80%, а темпы обновления в отрасли слишком низкие – 3–4% в год. Это не позволяет большинству российских предприятий следовать за новыми тенденциями и развивать перспективные направления в соответствии с изменением спроса. Ситуацию усугубляет слабость механизмов продвижения продукции: затраты на её продвижение мировыми компаниями составляют 8–10% от оборота, у нас, в России, к сожалению, менее 3%. Исходя из данных тенденций, нами была определена вторая стратегическая задача – развитие инновационного и экспортного потенциала российских производителей детских товаров. Для этого на основе частно-государственного партнёрства будут созданы центры промышленного дизайна в формате отраслевых инжиниринговых компаний. Они должны объединить представителей технических и педагогических вузов в целях разработки конкурентоспособных инновационных отечественных товаров для детей. Совместно с Минобрнауки России планируется проводить ежегодные конкурсы междисциплинарных проектов в индустрии детских товаров, в том числе в рамках центров образования для работы с одарёнными детьми. Это обеспечит ускоренный трансферт технологий производства для стартапов. При содействии Минкультуры России нужно разрабатывать и реализовывать проекты по использованию национальных культурных образов для коллекции детских товаров. Здесь необходимо активизировать патентно-лицензионную деятельность, а также разработку …

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости