Большинство в середняках
Госбанк оценил условия для бизнеса в регионах
Наиболее привлекательные условия для малого и среднего бизнеса предлагают помимо вполне ожидаемых Москвы и Санкт-Петербурга и другие регионы. Это Белгородская, Тюменская, Московская, Ростовская, Липецкая области, Краснодарский край, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Якутия.
Эти субъекты Федерации характеризуются высокой покупательной способностью населения, что обеспечивает высокий спрос на продукцию малого и среднего бизнеса. К таким выводам пришел МСП Банк, проанализировавший условия для развития малого и среднего бизнеса в российских регионах. При расчете индекса аналитики банка учитывали такие факторы, как доступность ресурсов (человеческий капитал, финансы, уровень развития инфраструктуры), наличие платежеспособного спроса на продукцию и услуги МСБ, уровень барьеров для входа на рынок и др. По итогам расчетов все регионы были отнесены к одной из групп - A (самые лучшие условия), B, C, D и E.
В группу регионов-лидеров (рейтинг A) попали 12 субъектов. Они демонстрируют значительно меньшую по сравнению со среднероссийской зависимость от федерального бюджета, высокий уровень производства валового регионального продукта на душу населения, а также наличие развитой инфраструктуры и высокий уровень занятости населения.
Еще 24 региона оказались в категории догоняющих (группа B) - это Алтайский край, Калининградская, Калужская, Мурманская, Новгородская, Ленинградская области, Республика Коми и др. Средняя группа (C) оказалась наиболее многочисленной - в нее вошли 30 регионов (Архангельская область, Забайкальский край, Новосибирская область, Республика Хакасия, Чувашская Республика и др.). К категории отстающих (D) отнеслись 16 регионов (Волгоградская область, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Удмуртская Республика и др.), к явным аутсайдерам (E) - 1 регион (Чеченская Республика).
"В последнее время тема качества инвестиционного и предпринимательского климата, их роль в обеспечении экономического роста выходит на первый план и обсуждается на высшем уровне. Мы сегодня приходим к пониманию того, что фундаментальные факторы гораздо важнее для развития, чем даже самые масштабные тактические меры", - отметила зампредправления МСП Банка Олеся Теплоухова.
Сами предприниматели главным барьером для развития малого и среднего бизнеса называют дефицит кадров, в то время как административные барьеры и налоги отошли на второй план. "Повышение страховых взносов, безусловно, сильно ударило по индивидуальным предпринимателям, однако, скорее всего, привело не к полному закрытию бизнеса, а к переводу его в тень. Стоимость кредитов для МСБ в последнее время несколько снизилась, что уменьшило проблемы с финансированием", - отметила аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина. Она добавила, что начать свое дело легче в небольшом городе. В первую очередь в силу того, что там конкуренция ниже и на рынок выйти проще за счет большего количества свободных торговых, складских и офисных помещений.
"Возможно, они не такого высокого качества, однако в Москве для того, чтобы начать торговать в крупном торговом центре, необходимо пройти огромное количество согласований, переговоров с руководством, а арендные ставки запредельно высоки. Думаю, такая же ситуация характерна и для других отраслей", - сказала эксперт. Для производителей сложно договариваться с крупными торговыми сетями в большом городе, в то время как в небольшом городе из-за существующих сложностей с логистикой местные производители могут проще попасть со своим товаром на полки.
Евгения Носкова