"Вступление России в ВТО создало предпосылки для перехода торгово-экономического сотрудничества Россия-ЕС на качественно новый уровень"
Отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров на встрече с европейской делегацией, посетившей Россию в рамках «Миссии для роста».
Встреча состоялась на площадке московского форума деловых партнеров «Россия-Европа: сотрудничество без границ». Европейскую делегацию возглавил Председатель Европейской комиссии, ответственный за вопросы промышленности и предпринимательства, Антонио Тайани.
Открывая встречу, Денис Мантуров, в частности, сказал:
«Рад возможности выступить перед вами в преддверии московского форума деловых партнеров «Россия-Европа: сотрудничество без границ». Исходим из того, что такие мероприятия способствуют укреплению доверия и взаимопонимания в отношениях между Россией и Европейским союзом.
Доверие – сегодня ключевой вопрос в международных отношениях: и в политике, и в экономике. Разумеется, российская экономика нуждается в том, чтобы продолжать завоевывать доверие инвесторов, а значит – открыть новые горизонты развития, заложить основы для долгосрочного и масштабного сотрудничества.
В сегодняшнем мироустройстве серьезное обсуждение любой темы невозможно без учета общей динамики глобального развития, без понимания особенностей переживаемого нами исторического этапа, который можно охарактеризовать двумя словами – время перемен. Существенно замедлились темпы экономического роста в Евросоюзе, в некоторых странах углубляется рецессия.
Мы искренне желаем нашим европейским партнерам успехов в преодолении кризиса. Надеемся, что в конечном итоге ситуацию удастся изменить к лучшему. Но при этом очевидно, что простых, обеспечивающих быстрый эффект решений на этом пути не существует, потребуются серьезные и долговременные усилия, предполагающие поиск нестандартных подходов, внесение изменений в модели экономического развития.
Как представляется, важный для всех нас вопрос – какую роль в этих усилиях способны сыграть отношения между Россией и Европейским союзом? Полагаем, что поиск источников экономического роста на инновационной, высокотехнологичной базе является общей неотложной задачей и для России, и для государств ЕС. Важно понять, насколько многосторонний вклад в ее решение может внести развитие и углубление партнерства между Россией и Европейским союзом.
Углубление отношений с Евросоюзом остается для нашей страны приоритетным направлением. ЕС – наш крупнейший торгово-экономический партнер, на долю которого приходится более половины российской внешней торговли.
В процессе присоединения к ВТО была проведена масштабная работа по реформированию российского законодательства и внедрению мер, направленных на улучшение инвестиционного климата и конкурентной среды. Речь, в частности, идет об упрощении административных процедур и таможенного администрирования, облегчении налогового режима, борьбе с коррупцией, улучшении ситуации в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, повышении качества и прозрачности государственных услуг.
На повестке – сделать российскую экономику более эффективной, способствовать росту ее привлекательности для иностранного бизнеса, в первую очередь европейского.
Основа для решения этих задач у нас есть. Россия – в числе мировых лидеров по ключевым показателям макроэкономической устойчивости. Госдолг составляет 11,8 процентов от ВВП, а долг иностранным инвесторам – 2,5 процента. Объем золотовалютных резервов (537 млрд. долл.). В прошлом году зафиксирован самый низкий уровень инфляции в новейшей истории – 6,1 процента. Приток капиталовложений в российскую экономику в 2009-2011 гг. составил около 3 процентов ВВП, что выше среднемирового уровня. Все это – признаки стабильности, которые в нынешних условиях имеют исключительно большое значение.
Вступление России в ВТО создало предпосылки для перехода торгово-экономического сотрудничества Россия-ЕС на качественно новый уровень, обеспечило более свободные условия взаимного доступа российского и европейского бизнеса на рынки друг друга.
Членство России в ВТО будет способствовать активизации взаимодействия с Европейским союзом в формате совместной инициативы «Партнерство для модернизации». В рамках отраслевых диалогов происходит постепенное сближение технических регламентов, устранение барьеров в торговле и расширение возможности сотрудничества в научно-технологической и инновационной областях.
Вместе с г-ном Тайани мы курируем деятельность Промышленного и Регулятивного диалогов, в рамках которых обсуждаем различные вопросы в сферах текстильной, лесной, химической, автомобильной, горно-металлургической промышленности. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы придать новый импульс нашему сотрудничеству, в связи с чем было бы полезно узнать мнение европейского бизнес – сообщества, принимая во внимание, что в рамках Диалогов действует подгруппа по малому и среднему предпринимательству работа, которой находится в ведении Минэкономразвития России. Активное участие в подгруппе принимает общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Европейская ассоциация промыслов, ремесел и малых и средних предприятий.
Со временем, когда российский бизнес полностью адаптируется к условиям членства России в ВТО, можно было бы сделать следующий шаг в сторону дальнейшего облегчения взаимного доступа на рынки.
Президент России В.В. Путин выдвинул инициативу создания в перспективе единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана. Россия и Европейский союз обладают уникальным набором взаимодополняющих преимуществ, таких как научно-технологические достижения, природные и финансовые ресурсы, территория, образование и квалификация населения. Их объединение могло бы стать и для стран ЕС, и для России мощным источником успеха в сегодняшнем высококонкурентном мире.
С перспективами взаимодействия по линии Россия-ЕС связана тема развития евразийской интеграции. Как вам известно, Россия, Казахстан и Белоруссия образовали Таможенный союз и Единое экономическое пространство. С 1 февраля 2012 года начала работу Евразийская экономическая комиссия – единый постоянно действующий регулирующий орган, которому были переданы масштабные полномочия в таких областях, как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, таможенное администрирование, техническое регулирование, установление торговых режимов с третьими странами.
Развитие процессов евразийской интеграции несет ощутимые преимущества для зарубежных торговых партнеров, прежде всего из стран-членов ЕС, что предоставит иностранным компаниям возможность работать на едином рынке Таможенного союза, объединяющем 165 млн. потребителей, на унифицированных прозрачных условиях, опирающихся на нормы ВТО. Речь идет о рынке, гармонизированном с точки зрения макроэкономической политики, правил конкуренции, системы технического регулирования, транспорта, тарифов естественных монополий, сельскохозяйственных и промышленных субсидий.
В целом можно сделать вывод о том, что интеграционные процессы в Евросоюзе и на евразийском пространстве развиваются во взаимодополняемых и совместимых форматах, как и было подчеркнуто в одобренных на саммите Россия-ЕС в Москве в 2005 г. "дорожных картах" по формированию четырех общих пространств.
Рассчитываем, что вклад бизнес-сообщества, ваши идеи и предложения в этой связи будут весьма востребованы, помогут обеспечить выполнение насыщенной повестки дня отношений Россия-ЕС».
В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества между Россией и Европейским союзом в области промышленности, стандартизации и технического регулирования.