Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Молоко из автомата

Молоко из автомата

Рентабельность продаж через молокоматы намного выше, чем у сбыта молока заводу-переработчику

В 2008 году на российском вендинговом рынке появилось этакое ноу-хау – автоматы по продаже свежего молока на розлив. В 2009 году «механические коровы» уже разливали свежее молоко жителям Перми и Казани. В настоящее время встретить моломаты можно чаще, правда, пока только в крупных городах.

Если в России молокоматный бизнес начинает делать первые шаги, то на Западе это уже развитая отрасль. К примеру, в Италии и США действуют тысячи автоматов по продаже свежего молока. Причин тому несколько. Рентабельность продаж через молокоматы намного выше, чем у сбыта молока заводу-переработчику. По оценкам специалистов в России это около 35%. А, если не считать допзатраты (покупку автоматов и выстраивание инфраструктуры), то и все 50% против обычных нескольких процентов.

Сегодня в конечной стоимости упакованного молока соотношение долей сельхозпроизводителя, переработчика и розничной торговли примерно следующее: 30% – сельхозпроизводитель (причем, более 50% из этой суммы – себестоимость производства молока); 20% – доля переработчика молока; 50% – доля продавца.

В условиях жесткой конкуренции на молочном рынке снижение стоимости литра молока – первоочередная цель. Очевидной альтернативой продавцам пакетированного продукта сейчас видится как раз реализация свежего молока через автоматы. В нашем материале мы попытались провести сравнительный анализ аппаратов импортного и отечественного производства. А также выделить основных поставщиков такого оборудования.

Преимущества и эффективность

Плюсов в использовании автоматов по продаже молока – масса. Во-первых, вы всегда можете обеспечить покупателя только свежим продуктом, ещё не утратившим всех своих полезных свойств. Во-вторых, это возможность для предпринимателя осуществлять прямые поставки с фермы в точки продаж. Следовательно, ниже затраты – ниже стоимость молока. Плюс, круглосуточная работа все 365 дней в году. В-третьих, снижение влияния человеческого фактора, т. к. потребность в персонале и обслуживании молокомата минимальна. Значит, предприниматель получает более точный учет и контроль процесса реализации и объема полученных средств. В-четвертых, автомат не требует большой площади для размещения и очень мобилен. При низких продажах в конкретной точке можно легко переместить молокомат в другое место для повышения его эффективности. Наконец, в-пятых, подобная технология продаж имеет ещё ряд преимуществ. Возможность принимать к оплате банкноты, монеты, жетоны, магнитные карты. Возможность устанавливать различные скидки по социальным картам или иным вариантам безденежной оплаты. Возможность по продвижению собственных торговых марок, ведь автомат – это собственный рекламоноситель.

Устройство молокомата

Автомат (автоматическая система) предназначен для организации продажи свежего или пастеризованного молока в индивидуальную емкость до 2-х литров без участия продавца. Аппарат наливает одну порцию, прямо пропорциональную сумме денег, введенных покупателем, или может осуществлять выдачу молока в режиме управления продавцом без приема средств оплаты.

Особое внимание при разработке было уделено проектированию эргономики, что существенно облегчает покупателю пользование автоматом, а операторам – проведение технического обслуживания. Все материалы, находящиеся в прямом контакте со свежим молоком, предназначены для хранения и обработки пищевых продуктов (жидкостей). В основном использована нержавеющая сталь AISI 316L и пластмассы для пищевого производства.

Структурно автомат разбит на следующие группы:

1. Холодный бокс (корпус автомата). Это основное пространство автомата, где происходит хранение и охлаждение молочного танка. Образует его двустенный каркас, с залитой между стенками термоизолирующей смолой. Щель между дверью и корпусом проложена полиуретаном, имеющим высокую степень изоляции.

2. Холодильная установка вентиляционного типа.

3. Передняя панель с окном для выдачи молока. Оснащена информационным дисплеем на русском языке, кнопкой начала и остановки розлива молока, а также другими устройствами, в частности системой приема оплаты.

4. Молочный танк. Состоит из резервуара из пищевой стали с емкостью приблизительно 100/120/300/400 (зависит от модели выбранного автомата) литров молока; электромеханического перемешивателя молока, для поддержания однородности органолептических свойств и стабильной температуры продукта во всем объеме танка; системы выдачи молока.

5. Клавиатура программирования автомата.

6. Система промежуточной водной промывки окна выдачи молока.

7. Устройство контроля температуры свежего молока.

8. Принтер BAR-кодов (опционально).

9. Устройство передачи тревожных сообщений по каналу GSM (опционально).

Оборудование

На рынке оборудования для автоматической продажи молока сегодня можно встретить как импортные, так и отечественные марки молокоматов. К ведущим разработчикам, которые занимаются серийным производством автоматов относятся: PROMETEA (Италия), BRUNIMAT (Швейцария), «Фуд Милк» (Россия, Москва), «РИФИНГ» (Россия, Миасс).

Ниже, мы попытались свести основные характеристики молокоматов в единую таблицу. Надеемся, что потенциальным новичкам бизнеса это поможет сделать оптимальный выбор.

 

PROMETEA (Италия)

BRUNIMAT (Швейцария)

«Фуд Милк» (Россия, Москва)

РИФИНГ (Россия, Миасс)

Удобство транспортировки танков

Танки оснащены колесиками для простоты перемещения и загрузки в автоматы

Только ручная переноска

 

Только ручная переноска

 

Только ручная переноска

 

Мойка танков и системы выдачи молока

Автоматизированная система промывки танков и системы выдачи молока, устанавливаемая на ферме

Ручная мойка на месте установки автомата + автоматическая промывка зоны розлива

 

Автоматическая промывка зоны розлива

Автоматическая промывка зоны розлива

Объемы используемых танков, л

120, 150, 300

 

50, 100,150, 200

 

150

200, 230

Форма танков

Кубическая (нет потерь места внутри автомата)

Цилиндрическая

 

Двустенная

Кубическая

Опыт эксплуатации в России

есть

есть

 

есть

есть

Время на обслуживание автомата на месте установки

10 минут

15-20 минут

20 мин

20 мин

Стоимость (новый), руб.

380 000–650 000

300 000–650 000

438 700–             1 107 000  

600 000–       900 000

Оборудование Prometea выше классом, качеством исполнения, надежностью и удобством в эксплуатации. Brunimat значительно дешевле и позволяет начать работать с молочными автоматами с минимальным риском. Отечественные аппараты по соотношению цена/качество/функциональность занимают среднюю позицию.

Практически все молокоматы оснащены функцией SMS-оповещения владельца (оператора) о состоянии аппарата. Сюда относятся: количество молока в танке ниже минимального уровня, температура хранения молока в танке выше или ниже +3-4 градуса по Цельсию и т. д. В случае технической неисправности автоматы полностью блокируются и продажа молока становится недоступной. 

Дополнительно автоматизированные системы могут оснащаться рекламными мониторами, где демонстрируются ролики с объяснением, чем молоко в автомате отличается от пакетированного, с какой фермы поступает, как выглядит весь процесс получения молока и т. д. Все автоматы можно устанавливать в «домик» или оформлять в соответствии с маркетинговым планом компании.

Примечательно, что российские производители молокоматов стараются конкурировать с иностранными не копируя их разработки, а внедряя свои. Например, у автомата компании РИФИНГ два съёмных термоизолированных молочных контейнера (один – рабочий, второй – сменный). Напряжение питания внутреннего оборудования (миксер, насос) 24 В, что гарантирует повышенную безопасность обслуживания, сниженное электропотребление, минимальную теплоотдачу холодильной камеры, а значит, стабильность температурного режима. Молокомат «Фуд Милк» оснащен платежной системой, обеспечивающей контроль подлинности принимаемых монет и купюр. Также в автомате применяется инновационный алгоритм выдачи сдачи HiChange, что значительно уменьшает время инкассации. А объемная дозирующая система позволяет покупателю приобретать произвольное количество молока, что увеличивает круг возможных покупателей.

По договоренности с производителем в комплектацию молокомата могут быть включены: звуковой модуль – интерактивная помощь покупателю и проигрывание рекламных роликов; диспенсер бумажных полотенец; полочка с крючком для сумок; планшет для размещения документации; нержавеющий поддон на пол молокомата; охлаждаемый снековый модуль для продажи фасованной продукции и пустых бутылок; подогрев камеры выдачи молока и т. д.

Начиная бизнес, рекомендуется около автоматов проводить рекламные акции, направленные на обучение покупателей пользованию оборудованием. Кроме этого, рядом с молокоматами можно устанавливать традиционные снековые автоматы, но настроенные для работы с упакованными молочными продуктами: творог, сметана, сыр, кефир, йогурт и т. д. Таким образом, используя автоматы можно создавать мобильные, компактные торговые точки с молочными продуктами. 

Владислав Пермин, специально для Equipnet.ru

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Михаил Шконда, вице-президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга:

– Клиентами данных аппаратов становятся люди, которые разочаровались в пакетированном молоке и не совсем доверяют бабушкам. У нас был пример: человек, который вообще перестал пить молоко, начал его пить именно потому, что аппарат мылся при нем, он видел самого фермера, и в аппарате ему предлагалось непастеризованное молоко(т. е. настоящее). Мы установили такой автомат на ярмарке-выставке «Агрорусь» в центре Питера и вышли на дневной объем продаж около 100 литров уже на 3-й день, в Ленинградской области такой показатель был достигнут только через полгода. 

Пока к таким аппаратам есть доверие – через них продается настоящее, качественное молоко, и поэтому спрос на него достаточно большой, плюс самореклама помогает (чудо такое – само молоко продает). Как показывает наш опыт, окупаемость автомата – до 1,5 лет.

В ближайшей перспективе, думаю, автоматы потеснят продавцов молока из бочки. Согласно техническому регламенту продажа бочкового или фляжного молока допускается при условии обеспечения температуры внутри бочки не выше + 6 Со. В летнюю жару сохранить нужную температуру продолжительное время, согласитесь, весьма проблематично. Ветслужбы это прекрасно знают и понимают. И когда начинается жара, они с особым пристрастием начинают пытать «бочковозов». В какой-то момент за них возьмутся более тщательно.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости