Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

"Мечтал построить ГЭС". Юрий Гатилов — о том, как работает принцип "последнего вагона"

"Мечтал построить ГЭС". Юрий Гатилов — о том, как работает принцип "последнего вагона"

Юрий Гатилов, генеральный директор компании "Жилищная инициатива", стал очередным героем серии встреч известных бизнесменов края с молодыми предпринимателями. Гостя спрашивали буквально обо всем: были вопросы и про секреты успешного бизнеса, и про городские проблемы, и про отношение к жизни. Гатилов отвечал емко и эмоционально: многие фразы можно смело растаскивать на афоризмы. Редакция газеты "Ваше дело" приводит наиболее любопытные высказывания предпринимателя.

О профессии

— Не скажу, что мечтал быть строителем. После школы  выбирал между строительством и кафедрой машин и аппаратов пищевых производств. Когда пришел поступать, девчата мне закричали: "Иди сюда", уговорили пойти на строительный. А когда закончил, уже некуда было деваться. Торговать я никогда не умел, знал только строительное дело. Два года поработал в селе, потом год в "Водоканале", после чего сразу поступил начальником участка в "Барнаулстрой", где проработал около 10 лет. Сейчас это предприятие склоняют на все лады, но когда-то это была шикарная компания с хорошим подбором кадров.

О бизнесе

— Во второй половине девяностых на рынке сложилась парадоксальная ситуация: государственное жилье уже никто не строил, а коммерческое — еще никто не начинал. В этот период я и начал организовывать свою компанию.

Когда я создавал "Жилищную инициативу", у меня не было даже 20 тыс. рублей для начального капитала. Никто мне не помогал деньгами. Спасибо Геннадию Ефимовичу Малкову (директор агентства недвижимости "Дом". — Прим. ред.), который дал несколько советов. И вот я открыл фирму. Учредительным взносом стали несуществующий ноутбук и столы. Заложил гараж — получил необходимые 20 тыс. рублей.

А дальше уже было простое стечение обстоятельств. В то время была программа по возврату денег Пенсионного фонда. То есть берешь у предприятий материалы, строишь, реализуешь, рассчитываешься. Буквально случайно нашлась незавершенка радиозавода — там было два этажа, разваленный кран и долг перед Пенсионным фондом. Я взялся достраивать. Если бы вы представляли, с какой надеждой мы тогда ждали первого клиента. Это было жутко. Мы набрали долгов и чувствовали, что хана уже близко.
Но тут в 1998 году случился дефолт. Люди начали сбрасывать деньги и искать, во что их можно вложить. Доллары было покупать дорого, люди пошли в жилье. После первых клиентов я быстро закрыл все долги, и дальше процесс пошел.

О первом квартале

— Когда я в первый раз приехал на квартал 2000, там паслись коровы. Тогда застройка этого участка казалась неподъемной. Благодаря своей безрассудности я ввязался в это дело. Мы сидели ночами, делали проекты. Была даже идея застроить дома по кругу, но потом решили сделать по-простому. Запланировали детский сад и школу. Именно тогда в городе появилась комплексная застройка.

О кадрах

— Сейчас на работу беру только молодых ребят, прямо после института. У меня в "политехе" есть группа стипендиатов. У них должна быть активная позиция, и они должны быть негородскими — надо  же им как-то помогать. Пять раз с ними встретился — и становится понятно, кто выстрелит. Но отмечу тенденцию. Три-четыре года назад мог всю группу взять на работу. В прошлом году не взял никого. Пошел провал. Настоящий интеллектуальный провал.

О принципах

— Я бы посоветовал такую жизненную позицию — определиться, сколько вам надо заработать. Богат не тот, у кого миллиарды, а тот, кому хватает. Хотя, конечно, всегда надо стремиться к большему.

Что касается планирования и стратегии, то я пропагандирую принцип "последнего вагона". В нашей стране не надо заранее покупать билеты. Лучше смотреть, в каком направлении пошел поезд, и прыгать в последний вагон. Потому что в наших условиях рациональность тебя просто убьет. Надо не торопиться, изучать, а потом действовать.

А вообще стараюсь быть активным и во все вникать. Главное — не считать себя самым умным. Когда есть какая-то идея, я всегда стараюсь посоветоваться с опытными людьми. А вообще понаступаешь на грабли, не поспишь ночами — и рано или поздно все получится.

О Новосибирске

— Я не собираюсь уходить в Новосибирск — основной объем строительства у нас всегда будет приходиться на Барнаул. Но надо развиваться, а Новосибирск — самый удобный вариант. До него всего 250 километров, хорошая дорога. Но рынок там сложнейший — я пять лет подготовительные работы вел.

О правом береге

— Если бы я в свое время обратил внимание на правый берег Оби, то он бы строился. Но когда я заинтересовался проектом вплотную, случился кризис, появились другие обстоятельства. Оказалось, что целесообразнее идти в северо-западном направлении и заниматься дорогами.

О ценах

— Мы не устанавливаем цены на жилье, мы к этому вообще не имеем отношения. Я просто беру максимальную рыночную цену на квартиры в том районе города, где располагается мой объект. Просить меньше — глупо, дороже — не продашь. В целом по рынку сейчас идет снижение, но до Нового года ситуация будет стабильная.

Дело в том, что кроме жилья в России не во что вкладывать деньги. Рынок ценных бумаг у нас не развит. Доллар и евро скачут. Остаются квартиры — с ними точно ничего не случится. Сегодня недвижимость — самая ценная бумага в России.

О планах

— Я всегда хотел построить ГЭС. Сейчас я этого побаиваюсь — слишком объемный труд. Теперь хочется просто сделать что-то красивое. Потому что жизнь-то пролетит незаметно — скоро 50, а там уже пенсия. Поэтому я стараюсь проживать если не каждый день, то каждый год.

О стрессе

— Опускаются ли у меня руки? Да я постоянно живу такой жизнью. Это надо просто принять. Но я справляюсь со стрессами с помощью режима. Я не сразу к этому пришел, но сейчас это основа моей жизни. Каждое утро бегаю, чтобы голова начала соображать. Вечером плаваю, чтобы она, наоборот, отключилась. Занимайтесь здоровым образом жизни, женой, отделяйте работу от отдыха — тогда легче будет. Но биться все равно надо.

О режиме

— Я встаю в 6.30. Иду бегать на стадион школы № 42. Бегают 12 человек. Я самый молодой! Потом делаю зарядку, дыхательную гимнастику, подтягиваюсь 12 раз, несмотря на свой вес. Принимаю душ. Иду на работу — голова свежая и здоровая. Работа у меня заканчивается в 18–19 часов. Я много не работаю. Это Александр Федорович Ракшин работает до 12 ночи, а у меня нет такого здоровья. Голова просто перестает воспринимать информацию.

После работы тоже занимаюсь спортом. Пять раз в неделю плаваю в бассейне. Играю в волейбол и в водное поло. Наиграешься в водное поло с ребятами — и полностью выходит любая дурь из головы. Особенно если по ней мячом попадут.

О нас

— У нас все ругают ЖКХ. Но, ребята, ЖКХ — это наше с вами лицо. Как вы организовали жизнь в своем доме, так и будете жить. Точно так же я всегда возмущался тому, как сделана "Лада Калина". Но теперь понимаю: "Лада Калина" — это мы. Все хотят думать, что они умные и красивые, но какие мы, такими у нас и получаются "Лада Калина" и ЖКХ.

О дорогах

— Если город ежегодно будет вкладывать 250–300 млн. рублей в развитие транспортной инфраструктуры, то будем нормально жить. Нами разработана детальная программа развития транспортной системы в Барнауле. По нашему заказу специалисты посчитали: чтобы решить все дорожные проблемы в городе по генплану, требуется 17 млрд. рублей. Мы же разработали точечную программу — чтобы из спальных районов можно было доехать до центра за 20–25 минут. Мы нашли поддержку в администрации, но пока некоторые технические структуры слабоваты, чтобы это потянуть.

О парковках

— Проблема с парковками стоит остро. Но ситуация такая — берешь участок под стоянку, а тебе такую арендную плату за землю выкатывают. Но это еще полбеды. Обязательно найдется кто-то умный и хитрый, который на месте стоянки захочет разместить дом. И стоянка исчезает, а я ничего не могу сделать. Поэтому когда проектирую, то делаю так, чтобы никто нигде ничего не воткнул. Потому что какой-нибудь хитрец сразу захочет поставить на свободное место свой сарай.

Мы, кстати, строим крытые парковки, но пока на них небольшой спрос. В Лазурном построили многоуровневый гараж — из 200 мест продали 17. Жду зиму — в холода все равно купят.

О глобализации

— Недавно посмотрел фильм, который произвел на меня огромное впечатление. Рассказывали про производство сахара в Австралии. Там огромная отрасль задействована под процесс. Фермеры на мощных современных комбайнах собирают сахарный тростник. Потом это сырье грузят в вагоны и везут по железной дороге на огромный заводище размером с атомную электростанцию. А какие там склады! Потом грузят все это в огромные сухогрузы. Там такой масштаб!

К чему я это? К тому, что сразу возникает вопрос: что австралийским фермерам может противопоставить алтайский крестьянин? Идет серьезный процесс глобализации, который нас раздавит. Потому что глобализация — это огромные мегакомпании, которые производят продукцию и спускают через сети к нам. И эта глобализация перемелет нас. Поэтому я считаю, что без сильного и мощного государства Россия не поднимется с колен.

О книгах

— Булгаков — серьезный писатель. "Мастер и Маргарита" — серьезное философское произведение. "Собачье сердце" считается попроще — все только смеются над Шариковым. А там три пласта глубины. Но я сейчас мало читаю. Не потому что нет времени, а потому что нервов не хватает. Я скачу со страницы на страницу. Поэтому удобнее читать публицистику, которую можно начать практически с любого места. А вы, ребята, читайте, пока молодые.

О коллекции

— У меня есть большая коллекция — я собираю бюсты Ленина. А началась она по очень прозаичной причине: радиозавод был режимным предприятием, оттуда ничего нельзя было вынести. И я как-то просто поставил на подоконнике шесть Лениных. Они так стояли года полтора. А потом как прорвало: один принес, другой… И понеслось. Сейчас у меня много "поставщиков", которые все просматривают. Например, мне привезли с Колымы бивень мамонта с барельефом Ленина и Сталина.

Какие вопросы задавали спикеру

— Как вы отбираете кадры?
— Собираетесь ли вы переводить бизнес в Новосибирск?
— Чем обусловлены цены на недвижимость и когда она станет дешевле?
— Привлекаете ли вы подрядчиков?
— Реально ли застроить правый берег Оби?
— Что вы мечтаете построить?
— Бывает ли, что у вас опускаются руки?
— Как решается проблема с парковочными местами во дворах?

Мнения участников встречи

Роман Отягшин,
предприниматель:

Впечатления от таких мероприятий всегда только положительные. Потому что ежедневная рутина затягивает, а такие встречи встряхивают. Интересно, что у каждого приходившего на мероприятие предпринимателя разные взгляды на вещи, хотя, наверное, принципы похожие. Из встречи с Юрием Гатиловым тоже удалось вынести много интересного. Но главное —  это мощный энергетический заряд от выступавшего.

Марина Александрий,
начальник отдела продаж малому и среднему бизнесу Барнаульского филиала компании "ВымпелКом":

Я очень положительно отношусь к инициативе проведения встреч предпринимателей и выражаю благодарность издательскому дому "Алтапресс" за организацию этой дискуссионной площадки. У молодых бизнесменов не так уж много шансов познакомиться с первыми лицами крупнейших предприятий Алтайского края, узнать об их опыте, спросить совета, в принципе узнать много интересного. А здесь такая возможность есть, и есть перспективы дальнейшего роста и развития. Мне понравилось выступление Юрия Александровича Гатилова, впечатлил его подход к стратегии бизнеса и мобильность в принятии решений. Это невероятно ценный опыт.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости