Мэрия Бийска сменила тактику по поиску инвесторов для туркластера "Золотые ворота"
Но уход ключевого инвестора не поставил точку в проекте. Сама идея создания автотуристического кластера на въезде в Бийск остается перспективной, так как транзитный поток в сторону Горного Алтая составляет около 2,5 млн. человек. Данная цифра приведена бийской ГИБДД. Причем учитывались только легковые автомобили с номерами не из Алтайского края. При этом на участке от Новосибирска до Ташанты до сих пор нет полнофункционального туристического комплекса.
Жесткие условия
В настоящее время проектом занимаются муниципальные и городские власти. Но автотуркластер задумывался как частно-государственное партнерство. Задача властей заключалась в подведении к территории "Золотых ворот" инженерной инфраструктуры, а предпринимателям отводилась роль строительства и обслуживания объектов АТК.
На данный момент первый этап реализации проекта практически завершен. Построены инженерные коммуникации: водопровод, канализация, электроснабжение, подведен газ и смонтирована газовая котельная.
Однако попытки завести нового крупного инвестора, способного вложить в проект 1,5 млрд. рублей, к успеху не привели. После чего администрация города решила сменить подход к привлечению частного капитала. Об этом в ходе очередного заседания Совета по предпринимательству при главе администрации города рассказал Руслан Емельянов, начальник сектора маркетинга и туризма управления стратегического развития и экономики администрации Бийска.
Руслан Емельянов,
начальник сектора маркетинга и туризма управления стратегического развития и экономики администрации Бийска:
Поработав, мы поняли, что найти организацию, которая взяла бы на себя все расходы, очень трудно. Гораздо легче привлечь несколько небольших компаний, разделив для них общую территорию автокластера (пока из почти 60 га задействовано 35 га) на отдельные участки от 2 до 5 га каждый. Эти куски разделены также с учетом разного вида направления их использования: один предназначен, к примеру, под туристско-информационный центр, другой под фастфуд, рестораны, автосервис и т. д. Земля дается практически бесплатно (платеж составляет 1% реальной арендной цены), для того чтобы инвесторы могли сэкономить по этой статье и направить финансы на возведение непосредственно объектов автокластера.
Несмотря на льготы, требования к арендаторам довольно жесткие. Организация, заключающая договор с администрацией, должна получить разрешение на строительство в течение полугода. В противном случае арендатор лишится льгот и будет платить 100% стоимости. Если строительство не будет начато в течение года, то договор расторгается и участок передается другой организации.
По словам Емельянова, пока удалось найти трех инвесторов. С ними заключены договоры, уже выделены участки на территории автокластера. Два из них относятся к гостиничному бизнесу, еще один профилирует автосервис и фастфуд.
В администрации Бийска отдельно указывают, что при отборе арендаторов приоритет будет отдан местным организациям. По словам Николая Нонко, главы администрации Бийска, приглашения в проект были разосланы по всем более-менее серьезным компаниям, однако пока что особого отклика у бизнеса не нашли. С другой стороны, категорических отказов тоже нет. Поэтому у чиновников есть надежда, что, после того как на АТК заработают первые объекты, остальные предприниматели все же заинтересуются "Золотыми воротами Алтая".
Рядом со свалкой
Одной из проблем, которая может отпугнуть туристов от АТК "Золотые ворота Алтая", остается находящийся неподалеку полигон ТБО — по сути, это главная городская свалка. Администрация города не отрицает, что справиться с нею полностью в ближайшее время не получится, указывая, что с проблемой ликвидации мусора сталкивается не только Бийск, но и большинство городов России.
Попытки найти инвестора под мусоросжигательный завод пока не привели к успеху. Ранее заявлялось, что московская компания "Энергостройинвест" сообщила о намерении построить мусоросжигательный завод в Бийске и вложить в этот проект около 2 млрд. рублей. Под строительство было выделено здание бывшей пиковой котельной "Бийскэнерго". Но проект так и остается нереализованным.
По словам Николая Нонко, есть надежда на то, что проблемой займутся местные предприниматели. Специалисты Бийского котельного завода уже начали изыскания в этой области. Но пока они работают на стадии проекта — результаты будут получены еще не скоро.
На сегодня выполняется план минимум: свалка отодвинута от федеральной трассы М-52 на 100 метров , мусоровозы будут заезжать на нее в объезд.
В администрации надеются, что преимуществом проекта должно стать возведение рядом с автотуркластером "Золотые ворота" жилого малоэтажного микрорайона "Зеленый" общей площадью 250 га. С учетом возросших темпов введения нового жилья в Бийске данный проект можно назвать реалистичным. В администрации ждут изменений федерального законодательства в области подбора подрядчика под жилое строительство. Ужесточение условий отбора подрядчика позволит избежать спорных ситуаций, подобных тем, что произошли с "Новолитом", строившим дома на улице Спекова, и "Камалом", возводившим энергоэффективный квартал.
Цифра
224 млн. рублей получит Алтайский край в 2013 году на развитие двух кластеров: "Золотые ворота" в Бийске и "Белокуриха" на территории одноименного города-курорта.