Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Барометр платежной дисциплины: «непогода» еще не «шторм»

Барометр платежной дисциплины: «непогода» еще не «шторм»

Москва, 16 июля 2013 года – Ассоциация факторинговых компаний (АФК) совместно с Торгово-Промышленной палатой России и отраслевыми ассоциациями провела первое исследование «Барометр платежной дисциплины российского бизнеса», чтобы выяснить, насколько масштабна в России проблема задержек оплаты по коммерческим контрактам, как предприятия справляются с этой проблемой и на чью помощь могут рассчитывать.

Результаты исследования неутешительны.

  • Нарушение сроков оплаты является обычной практикой для российского бизнеса - 67% предпринимателей оценивают платежную дисциплину своих контрагентов (покупателей, заказчиков) как неудовлетворительную, из них каждый третий сталкивается с задержками оплаты постоянно (чаще 100 раз за 180 дней).
  • Задержка платежей на месяц и более – обычай делового оборота в России: 88% предприятий, чаще других сталкивающихся с задержками оплаты, вынуждены неформально - бесплатно и без залога - кредитовать своих покупателей или заказчиков на месяц и более, каждое четвертое предприятие ждет исполнения по договорам свыше 60 дней.
  • Низкая платежная дисциплина приводит в действие цепную реакцию: среди причин, по которым сами опрошенные предприятия не оплачивают счета вовремя, 42% ответов пришлось на кассовый разрыв («не платим своим поставщикам, потому что покупатели не заплатили нам»), в 25% случаев просрочки связаны с совпадением срока платежа по договору с периодом выплаты зарплат, налогов и сборов.
  • Соблюдение платежной дисциплины в практике российского бизнеса является полноценным инструментом конкуренции – наибольшее число ответов о причинах просрочек (50%) получил вариант «В первую очередь платим приоритетным поставщикам/подрядчикам».
  • Российские предприятия в борьбе с неплатежами рассчитывают только на силы своих сотрудников (75% ответов), арбитражный суд (25%) или неформальные договоренности (17%), практически не используют механизмы управления дебиторской задолженностью (резервирование, факторинг) либо не знают об их существовании.

Возникающие по причине низкой платежной дисциплины кассовые разрывы оказывают давление не только на текущую ликвидность предприятий (особенно в неторговом секторе), но и становятся препятствием для их развития, реализации инвестиционных проектов, снижения долговой нагрузки.

Комментируя результаты исследования, председатель правления АФК Антон Мусатов подчеркнул: «Первое исследование «Барометр платежной дисциплины российского бизнеса» показывает, что проблема реально существует. При этом существует и ее решение - факторинг. Как видно из полученных ответов, пока эти две параллели практически не пересекаются. Поэтому крайне важным и актуальным становится донесение до максимально большого числа российских предприятий знания и понимания факторинга как инструмента управления».

А по мнению Аналитического центра «ОАО МСП Банк», полученные результаты исследования – «следствие тех практик, которые коммерсанты вынуждены были применять в 90-х годах XX века – бартер, взаимозачеты и другие схемы. Вызывает определенные опасения тот факт, что у значительного числа опрошенных (42%) кредиторская просрочка возникла в результате задержек в погашении их дебиторской задолженности. Такая тесная связь финансовых потоков чревата серьезными рисками, которые могут спровоцировать кризис. В особенности ярко это может проявиться в случае внешних шоков (например, при появлении крупного конкурента, изменении ценовой ситуации) – крупные проблемы могут возникать таким образом у целых отраслей или регионов».

По мнению авторов исследования, повышению платежной дисциплины российского бизнеса будут способствовать сама постановка проблемы, ее анализ и мониторинг, повышение информированности российского бизнеса о методах и инструментах управления риском неплатежей, а также включение платежной дисциплины в число индикаторов, определяющих деловой климат и условия ведения бизнеса в России.

Справочная информация:
Исследование «Барометр платежной дисциплины российского бизнеса» проведено в период с 24 апреля по 31 мая 2013 года в форме удаленного анкетирования на условиях анонимности респондентов. Исследуемый период - июль-декабрь 2012 года. Отчет сформирован на базе свыше 600 полученных анкет. 55% выборки составили компании сферы услуг, 28% - производственные предприятия, 17% - торговые. Доля крупного бизнеса в выборке составила 30%, малого и среднего – 55%, микробизнеса и ИП – 25%.
Исследование проведено по инициативе Ассоциации факторинговых компаний на базе опыта Европейского союза, где с марта 2013 года вступила в силу Директива № 2011/7/EU «О противодействии задержкам платежей по договорам коммерческих организаций».
Планируемая периодичность исследования – один раз в шесть месяцев.
Ассоциация факторинговых компаний приглашает деловые объединения РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА России, а также отраслевые ассоциации присоединиться к проекту «Барометр платежной дисциплины российского бизнеса».
Полная версия исследования опубликована на сайте АФК в разделе «Аналитика».


Ассоциация факторинговых компаний

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) создана в 2007 году в Москве как профессиональное общественное объединение участников российского рынка факторинга. Деятельность АФК направлена на формирование единых принципов и подходов к осуществлению факторинговых операций в России, включая методологические, нормативно-правовые и этические основы факторингового бизнеса.
АФК объединяет банки и факторинговые компании с совокупным оборотом по факторингу около 700 млрд. рублей (данные на 01.01.2013 г.), члены АФК предоставляют факторинговые услуги более чем в 70 регионах России, а также в Республике Беларусь и Республике Казахстан. В числе участников АФК – Банк НФК, Промсвязьбанк, Металлинвестбанк, банк Петрокоммерц, компания Росбанк Факторинг, СДМ-Банк, компания ФакторРус, банк Возрождение, Русская факторинговая компания, Кредит Европа Банк, ЮниКредит Банк, компания ТрансКредитФакторинг, Роспромбанк, Белинвестбанк, компания ВТБ Факторинг.
АФК является членом Торгово-промышленной палаты РФ, партнером Ассоциации российских банков, входит в общественные советы при органах государственной власти и деловых объединениях в области финансов и торговли. Ассоциация факторинговых компаний открыта для вступления новых членов, а также для сотрудничества с отраслевыми ассоциациями, союзами и профессиональными объединениями.
www.asfact.ru


Контакты для прессы:

Дмитрий Шевченко, исполнительный директор, (495) 728-13-77, (916)-655-68-16 info@asfact.ru
Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости