Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

74% владельцев МСБ считают, что поправки в НК отрицательно повлияют на их бизнес

По данным опроса аудитории Российского делового портала www.allmedia.ru, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) совместно с Национальным деловым партнерством «Альянс Медиа», 74% ответивших заявили, что поправки в Налоговый кодекс в части налога на недвижимость, получившую кадастровую оценку, отрицательно или скорее отрицательно повлияют на их деятельность. 8% отметили, что никакого влияния не последует, а 18% затруднились с ответом. Положительного влияния не отметил ни один респондент.
Сегодня очевидны по меньшей мере три группы МСП, одну из которых налог коснется прямо, а две другие – косвенно, но не менее болезненно (в конечной «цепочке» это коснется, разумеется, прежде всего населения, потребителя, который заплатит на все). Первая группа (основная) - из почти двух миллионов бизнес-единиц (без ИП) около 350 тысяч владеют недвижимостью площадью 235 млн. квадратных метров. Стоимость этой собственности после завершения ее кадастровой оценки в целом по России, по данным ОПОРЫ, составит 20 трлн. рублей, тогда как сейчас ее инвентаризационная стоимость, по данным Росстата, составляет всего 2 трлн). Понятно, что не все прямо «подпадут» под налог на имущество, поскольку размеры недвижимости разные. И именно региональными законами устанавливается размер площади, для которой утверждены результаты кадастровой (а не балансовой) стоимости пообьектно и при которой налог на имущество «изымается» из единого налога.
Для Москвы – это более 3 тыс. квадратных метров (после недавних изменений), в Кемеровской – больше 1 тысячи кв. метров, в Амурской – 500 кв. метров, в Санкт-Петербурге – вообще только для объектов, принадлежащих иностранным компаниям. Однако, за время пути собака может подрасти, а планка метража напротив – снизиться, ибо каждый регион получит право на свое «cuius regio, eius religio/чья страна, того и вера» (было в свое время такое соглашение а Аугсбурге, когда каждый немецкий князь решал, какой религии, католической или лютеранской, будут придерживаться его подданные).

Вторая группа – мелкие арендаторы. Любое повышение налогов на арендодателей тут же отразится на арендной плате. СМИ и интернет наполнились кейсами, как налоговые «поправки» повлияют на хозяйственную деятельность конкретных компаний. Так, владелец пекарни-магазина в центре Москвы просчитал, что помимо ежегодного (инфляционного) десятипроцентного увеличения цены аренды его 80 квадратных метров она дополнительно вырастет еще на 25% («придется повышать цены» или «искать помещение ниже по цене»). Владельцы автомоек и автосервисов сообщают о том, что в прошлом году в столице (после введения в действие постановление №670-ПП об утверждении кадастровой оценки) арендные ставки выросли примерно в 4 раза (в целом по Москве в 2 и более раз).

Коснутся налоговые изменения и изменения цены аренды в офисах класса В (эконом-класс) – эти офисы как раз и арендуют малые и средние компании, зачастую тут в отличие от офисов класса А работает, пользуясь экономической терминологией) рынок продавца (sellers’ market), а не покупателя. Многим придется искать помещения дешевле и конкурировать за более дешевых арендодателей в менее комфортных для ведения бизнеса местах. Собственно из недр региональной власти уже прозвучал «дельный совет»: если собственник будет наживаться на арендаторах, ищите менее дорогие объекты. Вообще же «ответственные заявления», что введение в действие поправок «не окажет негативного влияния на совокупную налоговую нагрузку субъектов малого предпринимательства ни напрямую, ни косвенно, через рост арендной платы» выглядят по меньшей мере как злая ирония (он же – сарказм).

Третья группа – компании малого и среднего бизнеса, которые планировали поучаствовать в так называемой «малой приватизации».
В 2008 году был принят закон № 159, который позволил им при соблюдении определенных условий выкупать у государства и муниципалитетов арендуемое ими имущество. Закон имел ограничения по времени действия, но неоднократно продлялся (до 2013 года несколько десятков тысяч МСП успели приватизировать миллионы квадратных метров недвижимости). В июне 2013 года был принят «аналог» закона, в котором вообще исключено ограничение на максимальный размер выкупаемой площади (ранее ограничение устанавливалось субъектами РФ). Действие нового закона ограничено началом 2015 года. По оценкам Минэкономразвития, за это время МСП должны были успеть выкупить у государства и муниципалитетов еще около 7 млн. кв.метров. Однако, случится ли это – теперь вопрос. Кто не успел выкупить, теперь чешет затылок, считает, прикидывает (и с учетом перехода на кадастровую оценку, и с учетом нового «технического» налога).
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости