По данным опроса аудитории Российского делового портала www.allbusiness.ru, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) совместно с Национальным деловым партнерством «Альянс Медиа», 74% отпрошенных считают, что поправки в Налоговый кодекс в части налога на недвижимость, получившую кадастровую оценку, отрицательно или скорее отрицательно повлияют на их деятельность. 8% отметили, что никакого влияния не последует, а 18% затруднились с ответом. Положительного влияния не отметил ни один респондент (опрос проводился с 25 мая по 4 июня среди 1135 респондентов).
Сегодня выкристаллизовались по меньшей мере три группы МСП, одной из которых налог коснется прямо, а двух других - косвенно, но не менее болезненно.
Первая группа - основная. Из почти 2 млн бизнес-единиц (без ИП) около 350 тыс. владеют недвижимостью площадью 235 млн квадратных метров. Стоимость этой собственности после завершения ее кадастровой оценки в целом по России, по данным ОПОРЫ, составит 20 трлн руб., тогда как сейчас ее инвентаризационная стоимость, по данным Росстата, - всего 2 трлн. Понятно, что не все прямо «подпадут» под налог на имущество, поскольку размеры недвижимости у всех разные. И именно региональными законами устанавливается размер площади, для которой утверждены результаты кадастровой (а не балансовой) стоимости пообъектно и при которой налог на имущество "изымается" из единого налога. Для Москвы это более 3 тыс. квадратных метров (после недавнего снижения с 5 тыс.), в Кемеровской области - больше 1 тыс. квадратных метров, в Амурской – 500 квадратных метров, в Санкт-Петербурге под действие закона попадут только иностранные компании - владельцы объектов.
Однако за время пути собака может подрасти, а планка метража, напротив, - снизиться, ибо каждый регион получит право на свое cuius regio, eius religio (чья страна, того и вера) (было в свое время такое соглашение в Аугсбурге, когда каждый немецкий князь решал, какой религии, католической или лютеранской, будут придерживаться его подданные).
Вторая группа - мелкие арендаторы. Любое повышение налогов на арендодателей тут же отразится на арендной плате. СМИ и интернет наполнились кейсами, как налоговые "поправки" повлияют на хозяйственную деятельность конкретных компаний. Так, владелец пекарни-магазина в центре Москвы просчитал, что, помимо ежегодного (инфляционного) 10-процентного увеличения цены аренды его 80 квадратных метров, она дополнительно вырастет еще на 25% ("придется повышать цены" или "искать помещение ниже по цене").
Владельцы автомоек и автосервисов сообщают, что в прошлом году в столице (после введения в действие постановления № 670-ПП об утверждении кадастровой оценки) арендные ставки выросли примерно в 4 раза (в целом по Москве - в 2 и более раза). Коснутся налоговые изменения и изменения цены аренды в офисах класса В (эконом-класс), которые как раз и арендуют малые и средние компании. Зачастую тут в отличие от офисов класса А работает, пользуясь экономической терминологией, "рынок продавца" (sellers` market), а не покупателя. Многим придется искать помещения дешевле и конкурировать за более дешевых арендодателей в менее комфортных для ведения бизнеса местах.
Собственно, из недр региональной власти уже прозвучал "дельный совет": если собственник будет наживаться на арендаторах, ищите менее дорогие объекты. Парадокс: в Москве стали "пустеть" сдаваемые помещения на Тверской (разумеется, к МСП это имеет косвенное отношение, но является ярким и видимым индикатором). Рост свободных площадей наблюдается по всей Москве; по данным консалтинговой компании JLL, в первом квартале "доля вакантных помещений возросла с 5 до 8% на основных торговых коридорах и с 10 до 15% - на второстепенных". Ожидается "дальнейший рост доли вакантных помещений как на основных, так и на второстепенных торговых коридорах вплоть до конца второго квартала 2014 года". Поэтому обещания, что введение в действие поправок "не окажет негативного влияния на совокупную налоговую нагрузку субъектов малого предпринимательства ни напрямую, ни косвенно, через рост арендной платы" выглядят по меньшей мере как злая ирония (она же - сарказм).
Третья группа - компании малого и среднего бизнеса, которые планировали поучаствовать в так называемой малой приватизации. В 2008 году был принят закон № 159, который позволил им при соблюдении определенных условий выкупать у государства и муниципалитетов арендуемое имущество. Закон имел ограничения по времени действия, но неоднократно продлялся (до 2013 года несколько десятков тысяч МСП успели приватизировать миллионы квадратных метров недвижимости).
В июне 2013 года был принят "аналог" закона, исключающий ограничение на максимальный размер выкупаемой площади (ранее оно устанавливалось субъектами РФ). Действие нового закона ограничено пока началом 2015 года (не исключено, что будет продлен, как это делалось и ранее). По оценкам Минэкономразвития, за это время МСП должны будут успеть выкупить у государства и муниципалитетов еще около 7 млн квадратных метров. Однако случится ли это теперь - большой вопрос. Кто еще не выкупил, начали считать расходы (и с учетом перехода на кадастровую оценку, и с учетом нового "технического" налога) и чесать затылок.
Теперь можно ждать "битвы" гигантов и негигантов в регионах по определению метража помещений, которые подпадут под налог. Телодвижения в региональных органах власти (и исполнительной, и законодательной) уже вовсю идут. В Москве все прошло тихо и по-домашнему кулуарно…