Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Налог на недвижимость: выжать из бизнеса все соки?

Тюменские предприниматели уверены, что разумное решение будет найдено.

С 1 января 2015 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, должны будут платить налог на недвижимое имущество, исчисляемый от кадастровой стоимости объектов. Однако врио губернатора Тюменской области Владимир Якушев предложил отложить введение налога на недвижимое имущество в регионе до 1 января 2016г. Что думает об этом бизнес?

«Налог коснется практически всех компаний малого и среднего бизнеса. На «упрощенке» и «вмененке» работает большинство из них. И это, конечно, удар по социально значимому сектору экономики – по предприятиям, которые массово производят товары и услуги, кормят не только себя, но и создают рабочие места в регионе и, как собственники бизнеса, нацелены на эффективность бизнес-процессов. Налог касается и тех, кто не имеет своей недвижимости. Если вы арендуете помещения – имейте в виду: собственник будет вынужден поднять арендную плату», — поясняетСергей Шатохин, генеральный директор ЗАО «Консалтинговая компания «ПРЭФИШ», председатель наблюдательного совета НП «Тюменский деловой клуб».

По данным опроса аудитории Российского делового портала allmedia.ru, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) совместно с Национальным деловым партнерством «Альянс Медиа», 74% ответивших владельцев малого и среднего бизнеса заявили, что поправки в Налоговый кодекс в части налога на недвижимость, получившую кадастровую оценку, отрицательно или скорее отрицательно повлияют на их деятельность. 8% отметили, что никакого влияния не последует, а 18% затруднились с ответом. Положительного влияния не отметил ни один респондент.

Последствия введения налога

Чем в действительности грозит этот налог тюменским компаниям? Является ли он тяжелым бременем, из-за которого предприниматели могут свой бизнес свернуть или уйти в тень? «Если бы это был единственный обязательный платеж, который вменялся бы в обязанность бизнесу – то, возможно, и не стоило бить во все колокола. Но финансовая нагрузка на бизнес год от года растет. И любые дополнительные платежи ложатся на плечи предпринимателей камнем. — отмечает Лариса Невидайло, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области. – Реакцию предсказать несложно: это мы уже проходили. По данным статистики, за прошлый год число предпринимателей в России сократилось на 500 000 человек. Такое массовое сокращение наблюдалось впервые за последние 5 лет, и связано, в первую очередь, с почти двукратным ростом страховых платежей. Даже в нашем, относительно благополучном в этом смысле, регионе (где руководство области зачастую берет на себя роль своеобразного «буфера», стараясь в рамках региональных полномочий смягчить эти удары) динамика роста количества предпринимателей впервые за последнее время была отрицательной».

Кроме того, из-за отмены льготы по уплате налога на имущество в отношении компаний, применяющих УСН, теряется привлекательность специальных налоговых режимов, которые разрабатывались для малых предпринимателей. «Теперь применение налоговых спецрежимов становится «не интересным» для малого бизнеса как с позиций финансовой нагрузки, так и с позиций администрирования. Таким образом, существует реальный риск, что данные налоговые изменения повлекут уход бизнеса в теневой сектор. Будут расти издержки, связанные с налоговым администрированием. Неблагоприятными будут последствия, в первую очередь, для субъектов малого бизнеса, использующих имущество в своей непосредственной деятельности – бытовом обслуживании населения, общественном питании, придорожном сервисе, оказании различного рода услуг, мелкой рознице. Посмотрим на порядок сумм. Возьмем салон красоты, зарегистрированный как ООО, имеющий в собственности помещение площадью 42 кв. м. кадастровой стоимостью 2 млн руб. При налоговой ставке 2% размер налога на имущество для такой организации – порядка 40 000 рублей. Еще раз: это плюсом ко всем остальным обязательным платежам. Помимо денежного бремени уплата налога сопровождается необходимостью составления и подачи отчетности, что опять же увеличивает издержки. Все это повлечет перенос растущих издержек по цепочке на потребителя Надо задуматься: насколько соотносима выгода от введения такого налога, и не потеряем ли мы больше, чем приобретём?» — анализирует ситуацию Лариса Невидайло.

«Что касается среднего бизнеса: если кадастровая стоимость помещения, находящегося у вас в собственности – скажем, 50 миллионов, вам необходимо будет платить за него 250 тысяч ежеквартально, то есть 1 млн руб. в год. Для среднего бизнеса — это весьма приличные деньги, которые могут на корню угробить многие начинания предпринимателя,» — соглашается Сергей Шатохин.

По исследованию, проведенному Институтом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, в России налоговая нагрузка на российские компании составляет более 43%. Налоги уменьшают рентабельность бизнеса более чем в 2 раза. Предпринимательство в один голос говорит о необходимости упрощения налогового законодательства и требований к составлению документации.

Решение на 2015 год – обнуление налога

Понимая издержки введения налога, врио губернатора Тюменской области выдвинул идею, которая поможет стабилизировать ситуацию. «Налог на недвижимое имущество – региональный налог, поэтому Владимир Якушев предложил на весь 2015 год «обнулить» его, чтобы иметь возможность взвесить и просчитать все возможные варианты и найти компромиссное решение к 1 января 2016 года», — сообщила пресс-служба губернатора.

«Предлагаемое главой региона решение о сохранении льгот по уплате налога делает Тюменскую область исключением из общего правила, и еще раз свидетельствует о взвешенном и осмотрительном подходе у нас к усилению финансовой нагрузки на бизнес. В большинстве регионов об обнулении ставок речь не идет в принципе. Регионы сейчас озадачены поиском «золотой середины»: ищут способы минимизировать экономические последствия, например, путем выработки особых критериев и подходов к определению налоговой базы, рассчитывают налоговые льготы, основания и порядок их применения. Информация о сохранении данных льгот в других регионах в поле моего зрения не попадала, — сравнивает Лариса Невидайло. – Если это предложение в Тюменской области будет реализовано, и те, кто не платил данный налог, так и не будут его платить – это обеспечит стабильность. А стабильность и предсказуемость – именно то, что нужно сегодня бизнесу. По моему глубокому убеждению, надо оставить бизнес в покое, не трогать его, не терроризировать всякими нововведениями, реализовывать разумную налоговую политику. И тогда можно будет сэкономить на программах господдержки: сейчас мы, увеличивая налоги, отнимаем деньги, а потом предоставляем их в виде грантов, субсидий и т.п.».


«Отсрочка введения налога до 1 января 2016 г. – мера, безусловно, значимая, — продолжает Сергей Шатохин. – Надо понимать также, что на исполнительный орган власти области легла ответственность за серьезную большую работу. Во-первых, нужно было создать перечень всего, что будет оцениваться по кадастровой стоимости. Это сотни тысяч объектов недвижимости. И нужно, чтобы оценка была проведена тщательно и без спешки – чтобы крупный бизнес-центр не оказался перепутан с каким-нибудь сараем… Во-вторых, необходимо было определить эту самую кадастровую стоимость, которая станет налогооблагаемой базой. Годичный мораторий позволит самим органам региональной власти более основательно взвесить результаты этой подготовки. И все мы ждем, прежде всего, прозрачности такой работы: рассчитываем на равные условия при включении в перечень объектов и определении кадастровой стоимости – для всех бизнесов и бизнесменов.

Самому же бизнесу отсрочка дает возможность осмотреться, проанализировать свои ресурсы, при необходимости оспорить назначенную кадастровую стоимость своих объектов в суде в случае несогласия. Все вопросы по кадастровой стоимости объектов должны быть решены, конечно, до момента, когда, собственно, взимание налога начнется.

Хотя, честно сказать, интереснее, чем идея об отсрочке, другое, более радикальное, предложение В.Якушева. Это взгляд человека, который плотно общается с действующими предпринимателями, знает и понимает проблемы малого и среднего бизнеса. Он выступил за «хотя бы 20-летний» мораторий на изменение условий для ведения бизнеса. Ведь предприниматели – это тот самый средний класс, который рождается в нашей экономике, чтобы стать ее основой. Все эти потрясения ему не нужны. Ему нужны эволюционные действия. Может быть, достаточно быстрые – но эволюционные. Чтобы то, что у нас есть, не ломалось, а достраивалось и изменялось. На западе бизнес складывался столетиями: формировался предпринимательский слой, росли династии. Это целая культура! И социально-политическая линия тому способствовала. У нас же эта среда пока не устоялась».

Как могут использовать предприниматели годичную отсрочку введения налога? Сергей Шатохин рекомендует:

«Первое: оцените целесообразность владения недвижимостью, которая у компании есть. Посмотрите, полноценно ли она используется в ваших бизнес-процессах. Максимально рационализируйте использование имеющихся активов. Избавьтесь от лишнего.

Второе: модернизируйте производство. Оптимизируйте бизнес-процессы, делайте бизнес мобильнее и экономнее в масштабах используемых площадей, организуйте процессы таким образом, чтобы они требовали минимум рабочих мест в офисе. Кстати, плюс, который косвенно несет в себе этот налог: он заставляет предпринимателей пересмотреть взгляды на собственную деятельность – внедрять технические новинки, делать работу более эффективной по издержкам, мобильной, современной, чтобы она не требовала больших площадей. То же произошло в свое время на западе: поднятие налога на недвижимость заставило людей не только об этом думать, но и менять подходы. В итоге мы получили всплеск технического прогресса.

Третье: стоит побороться за то, чтобы ваши объекты в перечень не попали. Скажем, если помещение в здании, в основном, используется под производственную деятельность, а офис занимает менее 20% от площади.

Четвертое: получите обоснованную оценку кадастровой стоимости. Оценивать должны независимые оценщики. Если нужно – поборитесь судебными методами за ту налогооблагаемую базу, которая соответствует объективной действительности. В наибольшей степени кадастровая стоимость объекта зависит от трех основных критериев: общего объема помещения (площадь, высота потолков и пр.); качества материалов постройки и ремонта; расположения в городе (удобство подъездных путей, наличие стоянок и гостевых дорог рядом, проходимость и пр.)».

Поиск вариантов минимизации негативного воздействия нового налога на бизнес

К началу введения налога в действие в 2016 г. решение, устраивающее и бизнес, и власть, планируется найти.

«В Правительстве Тюменской области создана специальная межведомственная рабочая группа по установлению особенностей налогообложения отельных объектов недвижимого имущества. Ее задача – проанализировать экономику вопроса, корректно просчитать и оценить налоговую нагрузку на бизнес и выработать определенные рекомендации, — рассказывает Лариса Невидайло. – Мы тоже участвуем в этом процессе. Среди наших предложений – постепенное введение налога. К примеру, сначала можно ограничиться городом Тюменью, не затрагивая остальные муниципальные образования области. Это позволит собрать необходимую аналитику, избежать грубых ошибок, предотвратить негативные экономические последствия для предпринимателей, находящихся на территориях с низкой степенью занятости. Кроме того, мы предлагаем предусмотреть налоговую льготу в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 1000 кв. м. площади по всем имеющимся у налогоплательщика-организации объектам недвижимого имущества в совокупности.

А с целью снижения нагрузки по представлению ежеквартальной отчетности предлагаем установить налоговый период равным календарному году. Со своей стороны, мы сделаем все, чтобы к тому моменту, когда налог будет введен, он был проработан и сбалансирован. Я рада, что в Правительстве области есть четкое понимание, что предприниматели нуждаются в поддержке. Уверена, что разумное решение этого вопроса будет найдено».

Для справки:
Налог на имущество организаций (гл.30 Налогового Кодекса РФ) является региональным налогом: его установление, изменение и отмена является полномочием органов гос.власти субъекта РФ.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ (вступила в силу с 01 января 2014 г., ФЗ-307 от 02.11.2013 г.) налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества определяется как кадастровая стоимость имущества.

К таким объектам относятся:
1. Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2. Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3. Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Налоговая ставка в отношении указанных объектов недвижимого имущества для субъектов РФ (кроме города федерального значения Москвы) не может превышать следующих значений:
В 2014 г. – 1.0%
В 2015 г. – 1,5%
В 2016 г. и в последующие годы – 2%.

Фед.законом от 2 апреля 2014 г. №52-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения в статью 345.11, в соответствии с которыми организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 01 января 2015 г. должны стать налогоплательщиками налога на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.


Материал подготовлен при содействии НП «Тюменский деловой клуб» и службы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости