Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Новый московский закон о развитии малого и среднего предпринимательства: возможности и ограничения

26 ноября 2008 года на заседании Московской городской Думы был принят закон «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». (далее также – Закон). Закон устанавливает основы государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства в столице. Его нормы регулируют отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.


Разработчиком проекта закона «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» выступила автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства». В 2007-2008 годах специалисты Института непосредственно участвовали в разработке и экспертном сопровождении проекта закона и сопроводительных документов к нему. Результаты исследований, проведенных в ходе разработки проекта закона, в 2008 году были изданы в форме брошюры «Разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты деятельности малого и среднего предпринимательства, включая проект закона города Москвы “О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве”».

Принятый Закон, несомненно, обладает рядом достоинств, отличающих его от аналогичного рамочного Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Логика Закона следует от общего к частному – от норм, касающихся целей, принципов и основ политики поддержки малого и среднего предпринимательства до особенностей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в отдельных областях деятельности.

Закон закрепляет систему государственных и общественных институтов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, действующих на территории города, детально регламентирует и систематизирует виды поддержки предпринимательского сектора, устанавливает условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

С целью повышения эффективности работы органов государственной власти города Москвы было введено понятие критериев достижения целей политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства и оценки деятельности органов государственной власти города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства.

Новацией московского Закона выступило разделение форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и форм поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Такое разделение отсутствует в федеральном законе. Данным разделением подчеркивается, что целью Закона является, прежде всего, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а не организаций инфраструктуры. В Законе основными формами поддержки организаций инфраструктуры выступают имущественная и финансовая поддержка, в то же время спектр возможных форм поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с формами поддержки организаций инфраструктуры выглядит намного шире.

Очевидно, что официально принятая версия Закона отличается от версии, первоначально представленной разработчиками. По итогам согласования Закона с заинтересованными органами власти и обсуждения Закона в Московской городской Думе в Закон был внесен ряд поправок. Большая часть из них носит в основном уточняющий и лингвистический характер. Идеология и общая концепция Закона, заложенные разработчиками, при этом не изменились.

Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что ряд норм, предложенных разработчиками в первоначальной версии Закона и имеющих, на наш взгляд, важное значение для поддержки предпринимательского сектора, не вошли в итоговую редакцию Закона.

Так, из итоговой версии Закона была исключена норма, касающаяся фиксированного объема средств бюджета города Москвы на цели развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Предполагалось, что объем данных расходов не должен быть меньшем, чем в предшествующем финансовом году. Включение данной нормы в Закон создало бы стабильную финансовую основу для осуществления политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства и послужило бы своего рода положительным сигналом для предпринимателей. Однако, по всей видимости, органы власти не захотели брать на себя дополнительную ответственность и исключили это положение. Возможно, это также связано с развитием экономического кризиса в России: в условиях проявления кризисных явлений, влияющих помимо прочего и на бюджетную политику, очень сложно брать на себя дополнительные бюджетные обязательства.

Из итоговой версии Закона также исключена норма, закрепляющая требования к составу координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при органах исполнительной власти города Москвы. В соответствии с этим требованием в составе координационных или совещательных органов, создаваемых для решения вопросов развития малого и среднего предпринимательства, должно быть обеспечено участие представителей самих субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки, некоммерческих организаций и общественных объединений в составе не менее двух третей от общего числа членов. Однако в итоговой версии Закона это требование отсутствует, а сама норма о составе координационных или совещательных органах является отсылочной. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона состав координационных или совещательных органов определяет Правительство Москвы. При этом очевидно, что ничто не может помешать Правительству назначить в состав совещательных и координационных органов одних только представителей власти – государственных служащих и не учесть пожелания предпринимателей. На наш взгляд, в таком виде данная норма искажает смысл общественной деятельности по представительству и защите интересов предпринимательского сообщества в органах власти.

Стоит также отметить, что в принятом Законе была изменена изначально заложенная разработчиками норма об отчетности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Планировалось, что в городе Москве будет выстроен четкий порядок подготовки отчетных документов. Префектуры административных округов, а также отраслевые и функциональные должны будут представлять в уполномоченный орган – Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы доклады о своей деятельности в части реализации полномочий по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, а уполномоченный орган в свою очередь осуществляет подготовку и представление Мэру Москвы и Правительству Москвы ежегодного доклада о состоянии и проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в городе. Законодатель отказался от включения рассматриваемой нормы в Закон, ограничившись лишь довольно размытой и ни к чему не обязывающей нормой о том, что «на основании данных мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства органы исполнительной власти города Москвы готовят отчеты о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства».

Кроме того, в итоговой версии Закона отсутствует норма о ключевой роли межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Предполагалось, что данная комиссия будет осуществлять координацию деятельности межведомственных комиссий при префектурах административных округов города Москвы, а также деятельности органов исполнительной власти (отраслевых функциональных, территориальных) города Москвы и деятельности аналогичных межведомственных комиссий при префектурах административных округов города Москвы при реализации политики по устранению необоснованных административных барьеров. Данная норма усиливает статус и политическое влияние комиссии, превращаясь в еще одну гарантию защиты прав и законных интересов предпринимателей. Однако из итоговой редакции норма была исключена: в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона у комиссии отсутствуют полномочия по координации деятельности по устранению административных барьеров.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в статье 19 Закона, посвященной имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствуют нормы, касающиеся передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого или среднего предпринимательства государственного имущества города Москвы на безвозмездной основе. Безвозмездная передача государственной собственности предусматривается статьей 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Возможно, исключение данной нормы из итоговой версии Закона связано с имеющимся дефицитом площадей на территории города, а также общей политикой города в части имущественной поддержки.
Тем не менее в целом принятый Закон можно охарактеризовать позитивно. Многие субъекты Российской Федерации в целях приведения соответствия регионального законодательства с федеральным в 2008 году приняли собственные законы о развитии малого и среднего предпринимательства. Однако, как показывает практика, данные законы имеют довольно декларативный характер и дублируют (или ссылаются) на положения федерального закона. Москва же первым среди других регионов предприняла попытку, причем довольно успешную, уйти от «рамочности» федерального законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства и законодательно закрепить комплексный и системный подход к поддержке малого и среднего предпринимательства, заложив основы для дальнейшего введения новаций в данной сфере.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости