На первый взгляд, вступление в ВТО российского малого бизнеса - во всяком случае, его самого массового сегмента (мелкая торговля, общепит, услуги строительства и транспорта и т.п.) - почти не коснется. Особенно - во внутренних, удаленных от границ на 1000-2000 км и более, районах. Поскольку пока основным ограничителем для развития такого бизнеса является не конкуренция, а низкий платежеспособный спрос населения.
Затронут может быть малый бизнес на селе - в случае активизации экпорта сельхозпродукции из стран Центральной и Восточнй Европы.
Положительный эффект для российского малого бизнеса возможен, но не сразу, от прихода на российский рынок крупных "игроков" финансового рынка (банков, страховых компаний, инвестиционных и лизинговых компаний) - но это только в том случае, если они захотят прийти: помимо правил ВТО, есть еще некоторые обычаи делового оборота, административные барьеры микроуровня, мздоимство и проч., что правилами ВТО, увы, не регулируется.
Отечественный энергокомплекс без боя свои позиции все равно не сдаст, так что на снижение тарифов вследствие конкуренции из-за рубежа малому бизнесу особенно рассчитывать не приходится.
Одним словом - ни чудесного облегчения, ни резкого ухудшения положения малого бизнеса России вступление в ВТО (которое, к тому е, откладывается на неопределенное время) не принесет.