Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Мониторинг кредитования малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ

Торговля как фактор повышения конкурентоспособности российских производителей

Российская практика свидетельствует, что сектор торговли (речь, прежде всего, идет о крупных торговых сетях), как наиболее конкурентоспособный сегмент экономики, по сути «снизу» двигавший развитие рыночных отношений в России в 90-х годах, в настоящее время также, возможно, продолжает оставаться фактором развития конкурентной среды в целом. Однако, при удовлетворении платежеспособного спроса той части населения, которая ориентировалась и ориентируется в основном не на цену, а на качество товара (среднего слоя), российская товаро-проводящая сеть продолжает оставаться на российском рынке проводником зарубежного производителя. Наличие различного рода таможенных и административных ограничителей для доступа на российские рынки зарубежных (в частности, европейских) потребительских товаров увеличивает издержки российской торговой системы (и одновременно стимулирует повышать норму прибыли), что в свою очередь отражается на конечной цене товара. Это «резрежает» конкурентную среду для российских производителей, которые, освоив и продолжая осваивать производство товаров нижних ценовых категорий, не получают внешних рыночных стимулов улучшать их качество. Таким образом, российский торговый сектор для российских производителей, возможно, является в настоящее время фактором, развивающим преимущественно или только ценовую конкуренцию.

Между тем большая открытость экономики и минимизация такого рода «ограничителей» позволила бы снизить не только оптовые, но и розничные цены на западные товары более высокого качества, что в определенной степени увеличило бы возможности низкодоходных групп населения предъявлять платежеспособный спрос на более качественные товары. Это в средне- и долгосрочной перспективе стимулировало бы российский производственный сектор «повышать» свою конкурентоспособность не только на основе низких цен, но и на основе улучшения качества.

Известно, что движение (обращение на рынках) любого товара является «цепочкой добавленных стоимостей». Мировая практика свидетельствует, что наибольшая величина добавленной стоимости возникает на последнем этапе (звене) данной цепочки – в торговой системе, реализующей товар конечному потребителю. В силу более высоких цен на качественные зарубежные товары, российская торговая система сегодня в большей мере «зарабатывает» средства для зарубежных производителей (привлекая их от наиболее платежеспособной части российского населения, для которой цена не является определяющей).

При большей открытости российской экономики, сектор торговли может превратиться в своего рода «арбитра» между российским и зарубежным производителем, что теоретически должно усилить конкуренцию внутри самого российского производственного сектора. В целом, снижение спроса российской торговой системы на товары нижних ценовых категорий, производимых в России, в случае снижения цен на зарубежные аналоги, при определенных условиях может послужить транслятором рыночных импульсов в российское производство.

Таким образом, очевидны возможности российской торговой системы стать полноценным проводником рыночных импульсов в производственный сектор России и усиления (развития) в нем конкурентоспособности.
Однако, многие предположения (гипотезы) все-таки требуют подтверждения эмпирикой (качественными и количественными методами). В агрегированном виде эти гипотезы звучат так:

  1. Отрасль торговли была и продолжает оставаться наиболее конкурентным сегментом российской экономики (прежде всего по сравнению с производственным сектором, где конкурентная составляющая слабее).
  2. Отрасль торговли в настоящее время продолжает оставаться проводником импортных товаров как наиболее конкурентоспособных по качеству на российский рынок.
  3. Отрасль торговли при дальнейшем включении России в мировую экономику (в том числе в случае вступления в ВТО и снятии Россией соответствующих барьеров в международной торговле) в перспективе может стать не просто проводником рыночных импульсов в производственный сектор, но и способствовать повышению конкурентоспособности российских производителей по отношению к зарубежным.
  4. При сохранении ограничений разрыв в конкурентоспособности российских и зарубежных производителей (соответственно импортных и российских товаров и услуг) будет увеличиваться; будет продолжать сохраняться преимущественно ценовая конкуренция при снижении или отсутствии конкуренции по качеству.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости