Сразу оговорюсь: точка зрения, высказываемая здесь – сугубо личная. Она не отражает ничьей официальной позиции (ни позиции независимой исследовательской организации, ни позиции какого-либо из федеральных органов государственной власти). Она сложилась не сразу, а эволюционно – за многие годы наблюдений и анализа деятельности государственного учреждения, о котором пойдет речь ниже. Будучи высказанной публично, эта позиция неожиданно вызвала, как представляется, неадекватную реакцию целого ряда высокопоставленных чиновников, которые отвечают в стране за «поддержку и развитие» малого бизнеса (или «малышей», как их принято сейчас называть в прессе). И перешла из плоскости «содержательной» в плоскость «политическую», а местами даже – в «личностную». На этом уровне вести дискуссию стало практически невозможным. И «избыточно» (устоявшийся штамп-термин административной реформы). И просто неинтересно.
Эффективность и результативность деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) за последние 10 лет давно в содержательном плане не обсуждается – специалисты и неспециалисты, занимающиеся или просто увлекающиеся тематикой и «околотематикой», связанной с «поддержкой» малого бизнеса, давно сделали свои (иногда – прямо противоположные) выводы на сей счет. Какое-то решение надо принимать – не сегодня, так завтра. Послезавтра уже даже не будет смысла поднимать этот вопрос. Послезавтра вопрос все равно уже не решится, поскольку созданный и разрастающийся лоббистский механизм сохранения ненужной структуры станет невозможно не только сломать, но и трансформировать.
Формально с 2001 года (а фактически – гораздо раньше) у ФФПМП нет предмета деятельности, если не считать деятельностью «финансирование» региональной инфраструктуры и попытки с федерального уровня заниматься вопросами микрофинансирования (!).
Тем не менее, самостоятельно доказывать собственную важность и необходимость не всегда бывает «с руки». Поэтому три года назад был придуман замечательный механизм «сохранения через регионы». Последние годы ФФПМП ведет целенаправленную и методичную политику вхождения в число учредителей региональных фондов поддержки (малого) предпринимательства. Те субъекты РФ, кто согласился «впустить» ФФПМП в учредительство, получают и основные преференции (по экспертным оценкам, победы в конкурсах на финансирование проектов). А регионы получают ограничения и по сути – вмешательство в свою компетенцию и полномочия. Не все осознают это вмешательство. В практическом плане это звучит так: в случае, если региональная власть решила, что региональный фонд ей не нужен (неэффективен, нет результатов, кроме бюджетных расходов), ничего сделать эта власть уже не может. Все «паритетно». Вы это подписывали? «Я» как учредитель не соглашаюсь, поэтому – увы, региональный фонд ликвидировать нельзя. А если нельзя ликвидировать, то еще лучше (!) – финансируйте. Один из примеров, ненароком приведенный вторым лицом ФФПМП – Коми. Хотели ликвидировать – извините, нельзя. Чем не вмешательство в компетенцию и полномочия региональной власти? При этом ФФПМП, прямо или косвенно аппелируя к региональной власти такой «позицией», выступает чуть ли не от имени Правительства Российской Федерации (во всяком случае, так зачастую воспринимают регионы – об этом автору этих строк приходилось слышать неоднократно). Ведь учредителем Федерального фонда является Правительство Российской Федерации! Как-то сложно представить себе сегодня региональную власть, которая борется с правительством.
В свою очередь «эффективна» и обратная связь. Как только вопрос о целесообразности сохранения ФФПМП поднимается на федеральном уровне, начинают дергаться «региональные нити» (сделаю «предположение» – через региональные фонды). В регионах поднимается «предпринимательская общественность» и грозно требует у федералов не «губить малый бизнес», не допустить прекращения поддержки российского малого предпринимательства. При этом идентифицируются (нарочито смешиваются) два понятия: ФФПМП = поддержка малого бизнеса, хотя это по меньшей мере не одно и то же. А по сути – яркие противоположности.
Механизм этот становится все более отработанным и жестким. Чем не связка в самом "неположительном" исполнении: ты – мне, я – тебе?
На этом, пожалуй, все. В последний раз. Публичная дискуссия с моей стороны закончена.