Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Что может дать нам административная реформа?

Конечно, жизнь сложнее, чем любые (тем более дерзкие) планы по ее изменению. Конечно, административная реформа не даст нам всего того, что задумывалось и что хотелось бы получить ее результатом. Слишком велико сопротивление, слишком много интересов «крупных игроков» задевается. Но если бы все произошло так, как это предполагалось и оглашалось…

В самом начале административной реформы вице-премьер Борис Алешин заявил, что цель реформы – сократить административную нагрузку на бизнес, оптимизировав структуру государственного управления и функции, выполняемые государством посредством различных министерств и ведомств.

Административная реформа федерального уровня власти «в разгаре», правда, пока на уровне интеллектуальных проработок. И при наличии политической воли принятые уже решения можно уже сегодня начинать запускать «в жизнь».
Что может дать бизнесу административная реформа в самом общем виде?

  1. Реализация предложений экспертных и Рабочих групп может дать импульс развитию новых рынков и способствовать прекращению практики «освоения» органами власти тех рынков, рыночных ниш и сегментов, с которыми без труда может справиться сам бизнес. Сегодня, например, министерствам и ведомствам дано право самостоятельного проведения «маркетинговых исследований» (реализация данной функции прямо диктуется их положениями). Для этого зачастую создаются специальные подразделения (департаменты, управления, отделы), которые силами государственных служащих реализуют функцию, которую с успехом выполняют или могут выполнять специализированные консалтинговые и маркетинговые фирмы. Это разрушает рынок (через государственный демпинг нарушается конкуренция, для новых бизнесов повышаются «барьеры входа»), не дает ему развиваться. Изъятие (упразднение) данных функций у государства простимулирует внутренние силы рынка на самостоятельное развитие таких фирм (с одной стороны). С другой, в случае необходимости, министерства и ведомства через реализацию федеральных целевых программ и конкурсные процедуры смогут заказывать такого рода работы у тех, кто на рынке уже есть и доказал свою состоятельность (а не делать это сами). «Бюджетный (инвестиционный) спрос» в свою очередь простимулирует развитие отдельных (иногда – новых) рынков или его сегментов. В целом идея состоит в следующем: что может эффективно делать рынок (предпринимательское сообщество), государство делать не должно.
  2. Итогом реформы должно стать значительное сокращение числа контрольных (надзорных) органов. Один вид (предмет) контроля не будет «размазан» по разным органам, а сосредоточится в одном органе, что позволит избежать множества проверок одного и того же (например, наличия обязательного сертификата) разными органами и инспекторами.
  3. В итоге должна быть также реализована идея: контролем (надзором) должен заниматься исключительно государственный служащий, финансируемый за счет госбюджета и не имеющий «конфликта интересов» («я и контролер и одновременно продавец услуг, связанных с контролем»). При этом не любой госслужащий, а только специально на это уполномоченный. Сотрудники различных учреждений и предприятий (ГУПов и МУПов) не должны иметь прав на проведение проверок. Органы контроля (надзора) должны быть полностью отделены от различных органов по сертификации, испытательных и экспертных центров и лабораторий и т.д.
  4. Будет происходить дальнейшее сокращение числа лицензируемых видов деятельности. Во-первых, сокращение должно коснуться тех случаев, где есть «двойное» регулирование: например, (1) там, где есть сертификация конечного продукта, не нужно лицензирования деятельности как таковой или (2) сейчас осуществляется одновременно и лицензионный контроль за выполнением указанных в лицензии лицензионных требований и условий, и текущий контроль за выполнением норм и требований действующего законодательства в сфере безопасности при производстве и реализации продукции – должен остаться только один вид контроля. Во-вторых, сокращение пройдет там, где есть возможность передать данную функцию в рынок через создание и развитие механизма страхования ответственности или саморегулируемым организациям.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости