Конечно, жизнь сложнее, чем любые (тем более дерзкие) планы по ее изменению. Конечно, административная реформа не даст нам всего того, что задумывалось и что хотелось бы получить ее результатом. Слишком велико сопротивление, слишком много интересов «крупных игроков» задевается. Но если бы все произошло так, как это предполагалось и оглашалось…
В самом начале административной реформы вице-премьер Борис Алешин заявил, что цель реформы – сократить административную нагрузку на бизнес, оптимизировав структуру государственного управления и функции, выполняемые государством посредством различных министерств и ведомств.
Административная реформа федерального уровня власти «в разгаре», правда, пока на уровне интеллектуальных проработок. И при наличии политической воли принятые уже решения можно уже сегодня начинать запускать «в жизнь».
Что может дать бизнесу административная реформа в самом общем виде?
-
Реализация предложений экспертных и Рабочих групп может дать импульс развитию новых рынков и способствовать прекращению практики «освоения» органами власти тех рынков, рыночных ниш и сегментов, с которыми без труда может справиться сам бизнес. Сегодня, например, министерствам и ведомствам дано право самостоятельного проведения «маркетинговых исследований» (реализация данной функции прямо диктуется их положениями). Для этого зачастую создаются специальные подразделения (департаменты, управления, отделы), которые силами государственных служащих реализуют функцию, которую с успехом выполняют или могут выполнять специализированные консалтинговые и маркетинговые фирмы. Это разрушает рынок (через государственный демпинг нарушается конкуренция, для новых бизнесов повышаются «барьеры входа»), не дает ему развиваться. Изъятие (упразднение) данных функций у государства простимулирует внутренние силы рынка на самостоятельное развитие таких фирм (с одной стороны). С другой, в случае необходимости, министерства и ведомства через реализацию федеральных целевых программ и конкурсные процедуры смогут заказывать такого рода работы у тех, кто на рынке уже есть и доказал свою состоятельность (а не делать это сами). «Бюджетный (инвестиционный) спрос» в свою очередь простимулирует развитие отдельных (иногда – новых) рынков или его сегментов. В целом идея состоит в следующем: что может эффективно делать рынок (предпринимательское сообщество), государство делать не должно.
-
Итогом реформы должно стать значительное сокращение числа контрольных (надзорных) органов. Один вид (предмет) контроля не будет «размазан» по разным органам, а сосредоточится в одном органе, что позволит избежать множества проверок одного и того же (например, наличия обязательного сертификата) разными органами и инспекторами.
-
В итоге должна быть также реализована идея: контролем (надзором) должен заниматься исключительно государственный служащий, финансируемый за счет госбюджета и не имеющий «конфликта интересов» («я и контролер и одновременно продавец услуг, связанных с контролем»). При этом не любой госслужащий, а только специально на это уполномоченный. Сотрудники различных учреждений и предприятий (ГУПов и МУПов) не должны иметь прав на проведение проверок. Органы контроля (надзора) должны быть полностью отделены от различных органов по сертификации, испытательных и экспертных центров и лабораторий и т.д.
-
Будет происходить дальнейшее сокращение числа лицензируемых видов деятельности. Во-первых, сокращение должно коснуться тех случаев, где есть «двойное» регулирование: например, (1) там, где есть сертификация конечного продукта, не нужно лицензирования деятельности как таковой или (2) сейчас осуществляется одновременно и лицензионный контроль за выполнением указанных в лицензии лицензионных требований и условий, и текущий контроль за выполнением норм и требований действующего законодательства в сфере безопасности при производстве и реализации продукции – должен остаться только один вид контроля. Во-вторых, сокращение пройдет там, где есть возможность передать данную функцию в рынок через создание и развитие механизма страхования ответственности или саморегулируемым организациям.