За прошедшую неделю для обсуждения экспертам сайта были предложены две темы: новый законопроект, связанный с созданием службы экономической экспертизы нормативно-правовых актов, и формирование антикоррупционного комитета как очередной этап борьбы с коррупцией.
Несмотря на столь разное содержание, идея заложена одна: чтобы стало лучше жить. В одном случае – предпринимателей освободить от чрезмерных поборов, вытекающих из несовершенства законодательства, в другом случае – освободить всех от взяткополучателей любого вида, уровня и ранга.
Предложенный законопроект в Центре стратегических разработок был представлен как очень «сырой», предлагалось его раскритиковать, однако ,по-моему мнению, представители Министерства экономики не ожидали, что критика развернется как раз по поводу предложенной концепции законопроекта. То есть не устраивает он не в неких юридических нюансах, а не отвечает духу времени. Налицо ситуация, в которой законопроект устарел в процессе написания. Нужны новые, принципиально новые идеи. Законопроект громоздок и неудобен в той же степени, в какой громоздка современная система управления государством (система органов исполнительной власти прежде всего). Законопроект подстраивается под нее, видно, что авторы не имели никакого представления о приоритетах административной реформы, ее задачах. Ведь во многом все случаи явного сумасбродства власти (приводился пример свежих инструкций Госстроя в жилищной сфере), это не отсутствие службы экспертизы, а результат наделения практически всех органов широкими полномочиями по установлению норм и правил. И вроде бы у каждого немного и только в своей сфере, а набирается на отдельную базу «КонсультатВедомства».
Подходит к концу первый этап реформы – ревизия функций. Жизнь ставит другие, более сложные задачи: какой будет будущая структура органов власти. Не ответим на этот вопрос, не создадим процедуру экспертизы.
Безусловно, придется разрабатывать различные процедуры для экспертизы нормативных актов Правительства и проектов федеральных Законов. Быть может придется создавать два различных по своим задачам и полномочиям органа.
В противном случае, мы создадим еще один островок государственной службы и не более того.
Возвращаясь к вопросу борьбы с коррупцией. Кампания? Да, конечно. Есть слабая надежда, что только «пока». Коррупция – вид уголовного преступления. И создавать какие-то не ясные по статусу полуобщественные структуры, призванные с ней бороться – это и есть кампанейщина. Ведь не обязательно создавать что-то новое. Мне всегда было интересно, почему результаты работы Счетной палаты не служат основанием возбуждения уголовного дела в отношении конкретных лиц. Уж куда профессиональней. Давайте параллельно изменим ситуацию в этом направлении. Необходимо более жестко вести административную реформу – отнимать те властные решения, которые покупаются. Необходимо устранить государство в лице ГУПов с конкурентных рынков, путем введения императивной запретительной нормы. Нам наконец-то надо принять Закон о саморегулируемых организациях, об отзыве депутата, развивать местные референдумы, принимать Законы о видах государственной службы. И кто сказал, что такая работа менее эффективна, чем создание очередного комитета о борьбе.
А общий вывод таков: отсутствие комплексного государственного подхода к решению практически любой проблемы (реформа, коррупция, налоги) губит любую благую идею. Нежелание проводить дополнительные консультации с представителями гражданского общества – формирует крайне негативное отношение к очередным кампаниям.