Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

К вопросу установления скоростных ограничений на дорогах

В России остро стоит проблема нарушения скоростного режима на дорогах, негативно отражающегося на безопасности дорожного движения, так как существует зависимость безопасности от средней скорости движения. Таким образом, может быть построено порочное логическое утверждение того, что, ужесточая скоростные ограничения, органы безопасности дорожного движения всегда снижают риски дорожно-транспортных происшествий (ДТП).


Порочность заключается в нескольких неучтенных факторах:

  1. Средняя скорость движения может быть не связана со скоростным ограничением монотонной зависимостью.

    1.1. Действительно, ужесточение последнего при прочих равных условиях приводит к росту количества нарушителей скоростного режима:

    1.2. Каждый водитель имеет собственные (автономные) представления о возможностях скоростного режима дороги (не основанное на скоростных ограничениях) и склонность к нарушению правил.

    1.3. Представления о возможностях скоростного режима зависят при прочих равных условиях от качества дороги, и зависимость эта прямая.

    1.4. Склонность к нарушению правил прямо зависит от разницы собственных представлений и установленного для всех ограничения (а также установленной системы санкционирования - механизма принуждения к исполнению правил).

    1.5. Достаточно значимое отличие собственных представлений определенного количества водителей от установленных скоростных ограничений, при прочих равных, может привести к существенному повышению средней скорости на дорогах, что соответствует повышенным рискам ДТП.

  2. Безопасность дорожного движения зависит, кроме средней скорости, от уровня энтропии дорожного движения (неопределенности поведения участников дорожного движения, высокой дисперсии скоростей).

    2.1. Уровень энтропии (неопределенности) имеет прямую зависимость от количества потенциальных нарушителей скоростного движения.

    2.2. Количество последних прямо зависит от различий их представлений о скоростном режиме от установленного ограничения.

    2.3. Таким образом, ужесточение скоростного режима может повысить уровень энтропии дорожного движения и, как следствие, риски ДТП.

Приведенные рассуждения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Повышение качества дорог при прочих равных условиях может привести к снижению безопасности дорожного движения за счет:
    - повышения средней скорости движения,
    - повышения энтропии дорожного движения (даже при условии снижения средней скорости).

  2. Снижение безопасности дорожного движения, вызванное повышением качества дорог, может быть предотвращено:
    - путем ужесточения механизма санкционирования нарушения правил,
    - путем ослабления скоростных ограничений (повышения максимально допустимой скорости).

  3. Реализация дорожной политики с целью повышения безопасности дорожного движения должна сопровождаться учетом как минимум следующего набора параметров:

    3.1. Эндогенные (регулируемые) параметры:

    - качество дорог,
    - установленный скоростной режим,
    - механизм санкционирования нарушения правил,

    3.2. Экзогенные (оцениваемые) параметры:

    - оценка распределения автономных представлений водителей о возможностях скоростного режима,
    - оценка распределения склонности водителей к нарушению правил.

Необходимо отметить, что из приведенных рассуждений выпали (но могут быть включены без ущерба общей логике) качественные характеристики водителей, такие как опыт вождения, квалификация, состояние усталости, др., которые оказывают параметрическое влияние на взаимосвязь рассмотренных параметров и безопасности дорожного движения, а также внешние факторы, создающие необходимость вводить скоростные ограничения, например, безопасность пешеходов.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости