- Актуальные проблемы коррупции при осуществлении предпринимательской деятельности:
1) откуп от контролирующих инстанций с целью ухода от ответственности, с целью экономии производственного времени,
2) использование контролирующих органов для давления на конкурентов,
3) сговор с представителем власти для получения государственного (муниципального) заказа,
4) «ускорение» административных процедур.
- Требуется устранение возможностей использования административного ресурса особенно силового ресурса (чиновниками или самими предпринимателями) для давления на предпринимателей в целях захвата собственности, получения конкурентных преимуществ, получения незаконной ренты.
- Для этого необходимо прежде всего
1) Обеспечение независимости судов и повышение доступности к судебной системе, в частности ускорение судопроизводства – создание легальной и реальной возможности защищать свои имущественные права и свободы.
2) Дальнейшее упорядочивание процедур и повышение открытости в сфере размещения заказа для государственных (муниципальных) нужд – снижение возможностей сговора заказчика и потенциального исполнителя.
3) Устранение изъятий из законов «О лицензировании», «О защите прав предпринимателей при проведении контроля и надзора», практическая замена лицензирования более эффективными структурными альтернативами – упорядочение всей сферы лицензирования и контроля/надзора.
4) Развитие демократических институтов общественного контроля за деятельностью властных органов, соответствием уровней доходов и расходов их представителей на всех уровнях и во всех ветвях – снижение неполноты, асимметрии информации, повышение эффективности санкционирования оппортунистического поведения.
5) Эффективная реализация начатой реформы технического регулирования (184-ФЗ) – упорядочивание требований к продукции и хозяйственным процессам, – устранение стимулов к принципиальному нарушению правил.
6) Развитие института саморегулирования (315-ФЗ) – предоставление возможности бизнесу самому обеспечивать достойные стандарты производства – обеспечение большей гибкости правил, их принятия бизнесом и эффективного мониторинг их соблюдения.
7) Кардинальная реформа силовых ведомств, основанная на принципах четкой спецификации и разделения правоустанавливающих, экономических, контрольных, следственных и силовых функций, децентрализации, общественного мониторинга и контроля, персональной ответственности – устранение возможностей произвольного силового давления со стороны представителей соответствующих ведомств.
- А также:
1) переход к ведомственному планированию, основанному на принципах управления по результатам;
– показатели достижения результативных (конечных) целей (мониторинг достижения – разработка альтернативных целевых проектов),
– показатели достижения обеспечивающих целей (мониторинг исполнения ведомствами задач целевых проектов – стимулирование и применение санкций);
2) разработка и внедрение административных регламентов и стандартов предоставления государственных (муниципальных) услуг, содержащих механизмы обжалования;
3) внедрение систем кадровой ротации: (под ротацией кадров понимается назначение на новую должность (участок работ, объект контроля) с сохранением уровня в организационной структуре – горизонтальное перемещение):
– утвержденный нормативно порядок ротации кадров, основанный на периодическом назначении на новую должность (новый участок работ или новый объект контроля),
– утвержденный нормативно порядок ротации кадров, основанный на принципе случайности назначения на конкретные работы или объекты контроля;
4) внедрение ИКТ с целью снижения издержек совершения юридически значимых действий, связанных с выполнением государственных функций по контролю-надзору и предоставлению государственных услуг;
5) Другие конкретные механизмы противодействия коррупции (перечень открыт)…