В октябре прошло заседание Правительства, посвященное малому предпринимательству. Определяли банки, которые будут оказывать финансовую поддержку за счет бюджета, разделяли бизнес на мелкий, немелкий и средний, подводили итоги сокращения административных барьеров. Забыли о важном – в отношении распределения финансовой помощи через посредников следует задуматься, в отношении административных барьеров останавливаться не следует. Административные барьеры живее всех живых, бизнес по-прежнему под шапкой контроля, и с ними надо что-то делать. Никакой мораторий без радикальных новаций не поможет…
Предприниматель по-прежнему сталкивается с огромным по рыночным меркам количеством контролеров из различных органов, плановая то проверка, внеплановая ли, или просто оперативно-розыскное мероприятие, или просто милиционер или другой какой инспектор зашел.
Количество наших инспекторов и контрольно-надзорных органов явно не соответствует адекватной рыночным принципам функционирования экономики структуре. В свою очередь нечеткое распределение полномочий между уровнями власти и желание административной ренты порождает нерациональное распределение контрольных полномочий между федеральным, региональным и муниципальными уровнями.
Нерациональное распределение контрольных полномочий Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, приводит к целому ряду последствий: нерациональному расходованию средств бюджета на контроль и надзор; несоответствию расходов бюджетов разных уровней установленным сферам компетенции в области государственного контроля и надзора; разрастанию количества инстанций, наделенных контрольно-надзорными полномочиями, и дублированию контроля на разных уровнях, одной из причин чему служит нечеткое разделение компетенции и несоблюдение принципа субсидиарности.
Весь этот аппарат, естественно, хочет впитывать в себя ресурсы. Бюджетные – «у нас низкая заработная плата, как мы можем существовать». Частные – «дайте нам возможность зарабатывать при столь скудном бюджетном финансировании».
В результате органы получают легальную или полулегальную возможность зарабатывать на подконтрольных субъектах. Ситуация –хочешь делать бизнес – получи справку. Хочешь справку – заплати. Придем контролировать, посмотрим эту справку и попросим сделать еще одну (та – уже старая, и вообще вышла новая инструкция). Короче - «административный барьер» в чистом виде.
Что же делать? Может, сократить возможности. Нет функции – нет возможности. Может, сократить органы и аппарат. Нет уполномоченного – нет возможности. Может, сократить требования. Нет требований – нет возможности взыскать санкции. Может сократить санкции. Нет санкций – нет нарушения.
В любом случае – вы видели улучшение качества после прихода инспектора?