Совсем скоро вступает в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». С этого момента начнется принятие технических регламентов, документов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Однако в отсутствии инструментов, позволяющих включать определенные требования в технические регламенты обосновано, реформа может закончиться простой кодификацией старых ГОСТов, СанПиНов и т.п. документов.
По сути нового закона и идеологии реформирования технического регулирования технические регламенты (ТР), устанавливающие обязательные для применения и соблюдения характеристики продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации, подтверждения соответствия, будут разрабатываться на продукцию, процессы (методы) производства, эксплуатации, в отношении которых требуется обеспечение безопасности граждан и среды обитания. С учетом степени риска причинения вреда устанавливаются минимальные характеристики, обеспечивающие такую безопасность. Предполагается, что, с одной стороны, в результате реформы сократятся затраты бизнеса, связанные с выполнением избыточных правил (это обеспечит принцип минимальной достаточности), повысится прозрачность требований, сократятся расходы на государственный контроль.
Вместе с тем унифицированные и комплексные инструменты включения того или иного требования в ТР и возведение его в категорию обязательного, который учитывал бы степень риска причинения вреда в связи с невыполнением данного требования, в российской практике отсутствуют. В результате возникают риски того, что реформа технического регулирования может не достигать своих целей, поскольку в ТР будут включаться все существующие требования и условия, включая устаревшие, избыточные, надуманные и т.п. вне зависимости от того, выполняют ли они минимально необходимые и достаточные требования безопасности. Не будут соблюдены ни принцип минимальности, ни учет и дифференциация по важности степени риска причинения вреда от нарушения требований безопасности.
На международном уровне (Международная организация по стандартизации – ИСО, Международная электротехническая комиссия - МЭК) в 1990-х разработана система руководящих документов и основополагающих стандартов, касающихся принципов включения требований по безопасности в технические стандарты. Базовым документом является постоянно обновляемое Руководство 51 ИСО/МЭК «Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты». Данное руководство закрепило основные термины и определения, основные принципы концепции безопасности и включения требований по безопасности в стандарты, схему достижения допустимого риска и др. На основе этого и дополняющего его документов разрабатываются стандарты в конкретных областях (например, ИСО 14121:1999 Безопасность машин. Принципы оценки риска; ИСО 14971-1:1998 Приборы медицинские. Управление рисками. Часть 1. Применение анализа рисков. и др. Далее разрабатываются отдельные стандарты по каждому из параметров оценки рисков, например по конкретным факторам опасности (механические, электрические, тепловые и т.п.). Международными методическими документами в той или иной мере руководствуются уже национальные органы по стандартизации.
Согласно названным документам концепция безопасности базируется на следующих принципах:
1) Абсолютной безопасности быть не может: некоторый риск всегда остается, поэтому продукция, процесс или услуга могут быть только относительно безопасными.
2) Безопасность достигается путем уменьшения риска до допустимого уровня, определенного как допустимый риск.
3) Достижение уровня допустимого риска осуществляется с помощью итеративного процесса анализа и оценки риска с последующим уменьшением степени риска, если анализ и оценка показывают, что допустимый риск не достигнут. Для уменьшения риска вырабатываются, так называемые, защитные меры (меры безопасности), снижающие степень существующего риска, которые принимают затем характер обязательных стандартов безопасности. Наличие риска, превышающего допустимый, означает, что имеются так называемые факторы опасности, требующие своего устранения путем установления требований по соблюдению мер безопасности. После разработки определенного набора мер безопасности снова проводится процедура анализа и оценки риска.
Результатом процедуры становится приведение степени так называемого остаточного риска (после выработки мер по обеспечению безопасности), в соответствие со степенью допустимого риска. На выходе формируется набор требований для обеспечения допустимого риска.
Оценка риска производится как качественными методами, так и количественными. Применение количественных методов часто ограничено возможностями получения таких данных (количество случаев ущерба здоровью в связи с нарушением требований, контекста их возникновения и т.п.), что в конкретном приложении не всегда возможно.
Таким образом, одним из важнейших дальнейших шагов реформирования технического регулирования должна стать разработка национальной методологии определения рисков неисполнения того или иного правила и установления минимальных требований, которая позволяла бы:
1) дать обоснованную оценку последствий нарушения существующих правил для граждан и среды жизнедеятельности;
2) дифференцировать требования по степени потенциального вреда от их нарушения и соблюдение принципа минимальной достаточности;
3) обеспечить унифицированный системный подход к установлению и обоснованию новых правил и стандартов;
4) повысить транспарентность процедуры включения в ТР обязательных требований;
5) сблизить систему разработки отечественных норм технического регулирования в области безопасности и международные требования, включая сокращение технических барьеров.