Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Налоговая реформа для малого бизнеса: об осведомленности целевой группы новаций о ее ходе

Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, касающийся специальной системы налогообложения малого бизнеса, был подписан Президентом уже с месяц назад, и вступит в силу уже совсем скоро. Поэтому вспомним о законопроекте задним, как говорится, числом. Интересуясь процессом законотворчества в области налоговых новаций для малого предпринимательства, отслеживая процесс прохождения законопроекта по всем стадиям его утверждения, вносимых в него изменений и дополнений, споров вокруг проекта, то есть, что называется, «варясь» в процессе, эксперты свято верили, что и та целевая группа, на которую закон в нынешнем его виде нацелен, вполне с ними солидарна и находится в курсе тех же событий. Между тем, все оказалось если не сказать, что с точностью да наоборот, то по меньшей мере не так.

Либо сам малый бизнес полагается на авось и не интересуется до момента начала применения нового закона о его последствиях и предоставляемых им возможностях, либо по традиции обсуждение законопроекта в Правительстве, Думе, других кругах было настолько кулуарно и быстро, что бизнес не успел и глазом моргнуть, как законопроект стал законом.

В рамках одного из проведенных исследований, направленного на выявление ожиданий предпринимателей по поводу реформы, результаты которого в ближайшей перспективе будут опубликованы и на нашем сайте, тысяче представителей малого бизнеса (руководителям предприятий и бухгалтерам) задавался вопрос: а знакомы ли вы с каким-нибудь из предлагаемых законопроектов (намек делался, конечно же, прежде всего, на правительственный проект, озвучиваемый в свое время и Президентом). Так вот, прочитали законопроект целиком только 2% опрошенных. С отдельными частями и выдержками ознакомилось только 8%. Остальные либо читали чужие мнения и комментарии о готовящейся реформе (10%), либо ничего не знали о проекте (треть опрошенных), либо что-то где-то о нем слышали (около половины). Естественно, что в таких условиях подавляющее большинство не имело своего мнения по поводу законопроекта и затруднилось ответить на вопрос, одобряете ли вы его (70%). Полностью, либо частично одобряли законопроект только 20%.

Несколько отличилась от других обследованных регионов (Краснодарский край, Новгородская и Томская области, Чувашская Республика) Москва, оказавшаяся заметно более осведомленная о готовящейся реформе. Здесь читали проект закона в первоисточнике около 25% предпринимателей, а еще 13% интересовались чужими мнениями или комментариями к нему. Находились в неведении только 15% представителей малого бизнеса. Похоже, что основная часть ознакомившихся с проектом или его частями и отнеслась к нему положительно - таких оказалось порядка четверти опрошенных.

По всей видимости, «повышенная» осведомленность Москвы ситуация вполне объективная и объяснимая, и так происходит не только с готовящимся законодательством. Ну а, что же в целом? Что мешает предпринимателям быть в курсе обсуждаемых налоговых новаций, как в данном конкретном случае, так и в общем и целом? Навряд ли это вопрос риторический. Однако готового ответа на него нет.

Возможно, немалую роль играет схема внедрения налогового законодательства, любое изменение которого с момента вступления в силу расшифровывается ведомственными инструкциями, и только после этого становится объектом внимания бухгалтеров и руководителей предприятий.

Возможно, предпринимателей по большому счету специальные налоговые режимы для малого бизнеса и не интересовали, учитывая, что большинство из них работает по общепринятой системе. Озвучиваемые с СМИ аспекты реформы относились в основном к изменению упрощенной системы налогообложения, которая и прежде носила относительно добровольный характер. Освещение скорее обязательной системы единого вмененного налога оставалось по сравнению с этим далеко на втором плане. В этой связи логика могла быть и такой: раз необязательно прямо сейчас переходить на новую систему, так следует осмотреться, как она будет применяться.

Другой видимой причиной действительно могла стать и быстрота принятия законопроекта - предприниматели попросту могли не успеть сформировать своего мнения.

Наконец, не забудем традиционное «отсутствие интереса» к своим перспективам, пока с ними не столкнешься лицом к лицу. Проще, пожалуй, жаловаться на постоянное изменение налогового законодательства - одной из основных трудностей оно было обозначено абсолютным большинством опрошенных - 80-90% в зависимости от региона (можно было выбирать несколько сторон налоговой политики, затрудняющих работ предприятия). Гораздо сложнее стараться предусмотреть эти изменения (если в наших условиях это вообще возможно, либо не грозит значительно большими трудозатратами на мониторинг, чем попросту принять все как есть уже по факту выхода закона в свет).

Вместе с тем и предпринимателям следует отдать должное в этих жалобах. Пропаганда планируемых изменений должна все же быть шире и задолговременней, и уж точно не оканчиваться после принятия закона.

Время еще есть...

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости