Налоговые новации в отношении малого бизнеса, предлагаемые Правительством и озвученные Президентом, уже успели окрестить революционными. Между тем есть основания, которые позволяют предполагать, что никаких скачков малого предпринимательства в сторону его роста с введением специальных налоговых режимов в предлагаемом виде не произойдет, равно как и масштабного перехода на специальные режимы (за исключением вмененного налога, который по-прежнему будет обязательным для значительной части субъектов малого предпринимательства).
Одним из действительно либеральных шагов в законопроекте можно назвать самостоятельный выбор налогоплательщиком, желающим применять упрощенную систему налогообложения, объекта налогообложения при переходе на эту систему. Одновременно с этим увеличен критерий численности налогоплательщиков, имеющих право переходить на упрощенную систему. Но эти шаги направлены только на 8-10% малых предприятий и 3-5% индивидуальных предпринимателей.
Дело в том, что на значительную часть субъектов малого предпринимательства по-прежнему будет распространяться вмененный налог. Сейчас, по оценкам, в среднем по стране до четверти налогоплательщиков-малых предприятий и треть индивидуальных предпринимателей обязаны применять этот налог. В ряде регионов эта доля вообще доходит до 50-60% (как, например, в Краснодарском крае).
Между тем упрощенная система налогообложения даже в ее нынешнем виде могла бы быть востребована значительно большим числом субъектов малого предпринимательства, если бы действие вмененного налога было ограничено более узким перечнем видов деятельности или категорий налогоплательщиков и при более либеральном подходе регионов к вопросу выбора объекта налогообложения. Так, в Курской области вмененный налог распространяется только на индивидуальных предпринимателей, а в качестве объекта налогообложения единым «упрощенным» налогом региональными властями выбран совокупный доход. В результате преимуществами упрощенной системы пользуются 20% зарегистрированных в регионе малых предприятий, в то время как в среднем по стране лишь около 6%. При этом динамика поступлений этого налога не страдает и находится на среднероссийском уровне – прирост на 20% в 2001 году (с учетом инфляции).
В предлагаемом законопроекте число видов деятельности, на которые может распространяться действие вмененного налога сокращено – вместо списка из 14 пунктов действующего федерального закона стало 6. Однако сокращение видов деятельности на поверку оказывается далеко не таким радикальным. По-прежнему предлагается включить такие значительные пласты малого предпринимательства, как «мелкая» торговля и общественное питание, автотранспортные услуги, широкий перечень бытовых услуг (причем без ограничений на численность занятых или полезную площадь, как в трех первых видах деятельности). Исключены оказываемые предпринимателями ремонтно-строительные услуги, репетиторство, консультации, бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. Другими словами послабления в основном касаются только индивидуальных предпринимателей. Единственное, что не может не радовать это «закрытость» предлагаемого перечня – исключены, например, «и иные бытовые услуги», что по действующему закону позволяет облагать вмененным налогом все возможные бытовые услуги.
Вышеназванные положительные нововведения могут быть с лихвой перевешены тем фактом, что единым «упрощенным» налогом предполагается заменить не всю совокупность установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов и единого социального налога), как это есть в действующей системе, а только четырех - налога на прибыль, НДС, НСП и налога на имущество. Одновременно с этим предполагается освобождение от единого социального налога, но за исключением его пенсионной части, то есть 80% ЕСН все равно придется уплачивать. При этом ставка единого налога при объекте налогообложения доход за минусом расходов (аналог совокупного дохода в ныне действующей системе) все равно остается 20%. Проще говоря, налоговая нагрузка не уменьшится, как декларируется, а, по меньшей мере, не снизится, поскольку платить придется все налоги и сборы оставшиеся «за скобками» (если только сами регионы не пойдут на введение налоговых каникул для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему, по своим налогам, что, к сожалению, маловероятно). Одновременно это даст и осложнение учета и отчетности вместо их декларируемого упрощения.
Наконец, в законопроекте снова не решается «проблема НДС», в результате чего выгодность работы малых предприятий по упрощенной системе внутри производственной цепочки по-прежнему находится под сомнением. Субъекты же малого предпринимательства, деятельность которых преимущественно связана с расчетами с физическими лицами, в основном подпадут под действие вмененного налога, что не даст им возможности воспользоваться преимуществами упрощенной системы.
И еще несколько слов о вмененном налоге. Правительством предложен интересный ход – установление предельной базовой доходности на уровне федеральных законов. При этом регионы установленную федеральными законами базовую доходность могут только понижать и только не более чем наполовину в рамках своего коэффициента. Получается, что в Москве виднее, каковы цены и текущая конъюнктура где-нибудь, например, в Магаданской области. Представляется, что это несколько запоздалый шаг. Региональные власти и предприниматели на местах с 1998 года уже успели договориться о размерах доходности того или иного вида бизнеса, и ситуация после введения вмененного налога успела «устаканиться». С высокой долей вероятности можно утверждать, что предлагаемая новация приведет к очередной дестабилизации и очередному длительному витку «переговоров» между региональными властями и местным бизнесом.
Наиболее революционным шагом со стороны налоговой администрации было бы введение добровольности перехода на вмененный налог или, по меньшей мере, введение его оспоримости по фактическим результатам хозяйственной деятельности. Но вмененный налог снова будет обязательным, положительным и неоспоримым. Так что, похоже, несмотря на все положительные моменты предлагаемой реформы налогообложения малого (а точнее будет сказать мелкого, до тех пор, пока законодатели не поднимут планку, ниже которой можно будет пользоваться преимуществами этой реформы) бизнеса, революция отменяется.