Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Противостояние

Разворачивающийся в экономике России кризис с каждым новым днем охватывает новые малые предприятия.

В последнее время многие малые предприятия были вынуждены значительно сократить масштабы своей деятельности и сокращать издержки. Влияние экономического кризиса на сферу малого предпринимательства подтверждается замедлением темпов роста основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства. Если в 2005-2007 годах среднегодовые темпы увеличения объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%, то по итогам 2008 года рост составит порядка 5-7%, при этом замедление темпов роста произошло за счет резкого ухудшения экономической конъюнктуры в 4 квартале 2008 года. В первом же квартале 2009 года ожидается отрицательный прирост указанных показателей.

Ожидается, что в большей степени от кризиса пострадают промышленные и строительные малые предприятия и малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги (маркетинговые, информационные, консультационные услуги). По мнению экспертов, при углублении кризиса более половины их них (а на данные сферы приходится порядка 20% от общего числа малых предприятий в России) будет вынуждена заморозить свою деятельности деятельность и возможно даже уйти с рынка. Это выглядит довольно логичным, так как малые предприятия из указанных сфер зависят от спроса со стороны более крупных предприятий, который в свою очередь сократился после обвала финансового рынка и начала кризиса.

Постепенно кризис будет оказывать и уже оказывает негативное влияние малые предприятия, действующие в сфере торговли, а также в сфере общественного питания и производства товаров потребления (на данные сферы вместе взятые приходится порядка 40% от всех малых предприятий). Предприятия данных сфер уже готовятся в 2009 году к снижению спроса не менее чем на 20–25%. В условиях сокращения потребительского спроса и, как следствие, сокращения оборотных средств для ведения бизнеса, предприятия данных сфер уже испытывают на себе задержки платежей либо поставок со стороны своих контрагентов. Кризисные явления в экономике провоцируют уход малых предприятий в теневой сектор экономики. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства доля теневой активности в обороте малых предприятий до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота предприятия1. Ожидается, что из-за кризиса эта цифра может увеличиться до 60%: в условиях кризиса все больше предпринимателей для сокращения сокращения собственных издержек начинают чаще использовать теневые и полутеневые схемы в своей деятельности.

Вновь входит в практику давно забытая «бартеризация». В условиях отсутствия оборотных средств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. Показательно, что в регионах уже начинают создаваться так называемые антикризисные расчетно-товарные центры (РТЦ), действующие по сетевому принципу и специализирующиеся на обмене товаров и неплатежей. Конечно, вряд ли доля бартера в товарообороте малых предприятий достигнет уровня, зафиксированного во время кризиса 1998 года (до 70-80% в зависимости от сферы деятельности предприятия), однако прогноз увеличения доли бартерных сделок минимум на 10-20% по сравнению с нынешним уровнем в ближайшее время выглядит обоснованным.

Еще одним последствием кризиса может стать снижение общего уровня доверия в предпринимательском сообществе. Так, например, из многих регионов (например, из Воронежской области) приходят сообщения об увеличении количества «фирм-однодневок», специально создаваемых для манипуляции активами и сокрытия доходов. Столкнувшись с ростом задолженности и невозможностью удовлетворения всех требований кредиторов в условиях отсутствия средств, собственники малого предприятия могут регистрировать новую организацию, переводить туда все ценные активы прежней организации, оставляя за последней все долги и обязательства. Кредиторы же предприятия в данной ситуации могут оставаться ни с чем. Очевидно, что подобные явления, сопровождающие кризис, приводят к снижению общего уровня доверия к предпринимателям.

Развитие кризисных явлений грозит еще большим сжатием сектора малого предпринимательства. Сегодня в предпринимательской среде преобладают пессимистичные настроения. По данным мониторинга, проводимого Национального института системных исследований проблем предпринимательства, более половины предпринимателей ожидают дальнейшего ухудшения условий своей деятельности в 2009 году.

При этом малым предприятиям не приходится ждать помощи. Малые предприятия оказываются в замкнутом круге. Привлечь деньги в банке в настоящий момент практически невозможно. Из-за кризиса ликвидности в банковском секторе и ужесточения требования к заемщикам у малых предприятий фактически отсутствует возможность взять кредит и получить доступ к дополнительным финансовым ресурсам. Средств же, имеющихся у организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (гарантийных фондов, фондов прямых инвестиций, венчурных фондов), также явно не хватит на всех желающих. Помимо проблемы отсутствия финансовых ресурсов для обеспечения деятельности, малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. В частности, в конце 2008-начале 2009 года более чем в два раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и «стрясти с малых предприятий все до последней копейки». Теневые издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, однако в условиях ужесточения административного пресса они также могут значительно увеличиться.

С другой стороны, малым предприятиям вряд ли стоит ждать помощи от государства: оно в большей степени занимается спасением крупных экономических агентов и банков. Действия органов власти в отношении поддержки малого предпринимательства отличаются инертностью. Маловероятно, что заявленное увеличение объемов средств, выделяемых непосредственно для создания новых предприятий, субсидирования процентных ставок и реализации других мер финансовой поддержки до 30 или даже до 50 млрд. рублей сможет снизить негативное влияние кризиса на малый бизнес. Так, в 2008 году при выделении 9 млрд. рублей лишь порядка 6 тыс. малых предприятий смогли получить поддержку. Учитывая общий масштаб сектора малого предпринимательства в стране (свыше 1 млн. малых предприятий и 3 млн. индивидуальных предпринимателей), число малых предприятий, имеющих возможность получить средства от государства, выглядит крайне незначительным.

Представляется, что наиболее действенными мерами в условиях кризиса могло бы стать сокращение общей налоговой нагрузки для малых предприятий, в том числе введение налоговых каникул, а также сокращение административных барьеров, включая введение запретов на проверки, сокращение сертифицируемых видов деятельности. Подобные меры могли бы создать положительные стимулы как для действующих, так и для вновь создаваемых малых предприятий. Однако пока власть не думает об этом. Как результат, в условиях отсутствия какой-либо помощи малые предприятия могут надеяться только на себя. На первый план выходит умение экономить, повышение производительности, быстрая реакция на запросы потребителей. Шанс выжить имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и услуги населению. Уже сейчас малые предприятия, производящие товары для потребительского сектора активно наращивают долю дешевого продукта. Определенные шансы для развития имеют компании сектора B2B, предлагающие своим клиентам решения для борьбы с кризисом.

Очевидно, что в противостоянии с кризисом выживет только сильнейший и наиболее эффективный. Остается надеяться, что разворачивающийся кризис не оттолкнет граждан от занятия предпринимательской деятельностью и в условиях перехода экономики к росту, который в любом случае последует за кризисом и вызванным им спадом, предпринимательская активность вновь будет набирать обороты.


1 Мигин С.В., Шестоперов О.М., Шеховцов А.О., Щетинин О.А. Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательства в 2002-2007 гг.. Серия «Научные доклады». – М.: МОНФ, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2007.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости