Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Саморегулирование ставят на колеса

Велика вероятность, что уже в будущем году часть полномочий МВД России в сфере техосмотра транспортных средств будет передана саморегулируемым организациям.

Вопрос имеет довольно длительную историю. Еще в 2003 году, на инвентаризационной стадии административной реформы, функция МВД России по осуществлению экспертизы технического состояния автотранспортных средств была признана Правительством избыточной. И только сегодня с появлением возможности замены госрегулирования на саморегулирование, наконец, созрело решение по передаче услуг по проведению периодического технического осмотра специальным рыночным институтам, роль которых могут квалифицированно выполнять профессиональные СРО технических экспертов.

Принципиально важно в деталях разобраться со схемой саморегулирования, ведь от «дизайна» системы во многом зависит ее работоспособность и общественная эффективность. Общая схема такова: техосмотр осуществляется независимыми техническими экспертами с использованием оборудования аккредитованных диагностических центров. Компетентность техэкспертов гарантируется обязательностью их членства в одной из СРО. К членам предъявляются жесткие требования по наличию соответствующего высшего либо дополнительного профессионального образования, прохождения профессиональной переподготовки, сдачи квалификационного экзамена, выполнения установленных стандартов и правил. При этом имущественная ответственность членов СРО реализуется за счет страхования и взносов в компенсационный фонд. Кроме того, в увязке с заинтересованными в качественной экспертизе страховщиками ОСАГО решается более общая проблема возмещения ущерба, причиненного третьим лицам неисправными транспортными средствами. Показательно, что сегодня процент ДТП, официальной причиной которых признается техническая неисправность, на порядок занижен. С переходом на новую систему за аварию по вине неисправной техники заплатит недобросовестный технический эксперт и его коллеги по цеху. А значит, впервые возникнет и реальная персональная ответственность за результаты своей деятельности.

Передача услуг по техосмотру на рынок и делегирование полномочий по осуществлению контроля за деятельностью техэкспертов создаваемым СРО позволит МВД России сосредоточится на более эффективном выполнении надзорных функций. Важно, что ослабления «полицейской» функции произойти не должно, поскольку она реализуется в рамках дорожно-патрульной деятельности и деятельности по регистрации транспортных средств. Так, 95% числящихся в угоне автомобилей выявляется при реализации именно этих полномочий ГИБДД, причем обозначенная доля имеет тенденцию к росту.

Сторонники передачи полномочий ожидают, что реализация данной конструкции создаст стимулы к повышению качества технической экспертизы и эффективности оценки соответствия установленным техническим требованиям. А значит, увеличится и действенность контроля соответствующих параметров, в том числе заложенных в проекте технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», который разработан по правительственной программе. Кстати, число таких параметров подлежит существенному сокращению – примерно наполовину – и гармонизации с международными требованиями. В результате, полагают специалисты, безопасность допускаемых к эксплуатации транспортных средств повысится. Кроме того, создаются предпосылки для развития цивилизованного рынка услуг по технической экспертизе, на котором в основном представлен малый и средний бизнес, и улучшения инвестиционного климата в секторе. Не говоря уже об особо актуальной в условиях кризиса экономии бюджетных средств на проведение периодического технического осмотра и снижении коррупции.

Правда, высказываются обоснованные опасения о возможности замены коррупции чиновников коррупцией техэкспертов и менеджеров СРО, возникновения своеобразных «междусобойчиков». Эти риски снимаются целым рядом инструментов – в первую очередь, сохранением за государством надзорных функций и полномочиями Национального совета технических экспертов, который объединит СРО. Важное оружие в борьбе с недобросовестными СРО и отдельными техническими экспертами – «контрольная закупка» услуг по техосмотру и регулярный анализ централизованно собираемой и обрабатываемой статистики о частоте неисправности автомобилей различных марок и «возрастов», серьезные отклонения от которой по отдельным СРО и центрам техосмотра должны стать основанием для подозрений и проверки.

Далее, достаточно одного-двух судебных разбирательств, исключения нескольких недобросовестных СРО из государственного реестра и дисквалификации проштрафившихся экспертов, чтобы остальные стали относиться к выполнению стандартов профессиональной деятельности на порядок ответственнее и, кстати, гораздо более заинтересованно, чем чиновники. Все дело в стимулах. Терять прибыльный бизнес и репутацию не захочет никто.

Другой распространенный аргумент противников передачи техосмотра на рынок – риск навязывания услуг по устранению неполадок, в том числе и несуществующих, что называется, «на месте». Поэтому во избежание конфликта интересов диагностический центр не будет оказывать услуги по ремонту автомобилей.

Нововведение существенно сэкономит время граждан, а стоимость прохождения техосмотра будет регулироваться правительством и по прогнозам окажется сопоставимой с ценой, которую сегодня автолюбители платят за «покупку» талона.

В ближайшее время описанный подход необходимо распространить на большинство видов деятельности, так или иначе предполагающих совершение чиновниками различного рода экспертиз, обследований, испытаний и измерений. Для того чтобы, условно говоря, замерять с линейкой те или иные параметры, вовсе не обязательно быть сотрудником государственной организации. Более того, такая монополия вредна, ведь эта деятельность носит потенциально конкурентный характер и должна передаваться на рынок квалифицированным специалистам, компетенция которых удостоверяется за счет аккредитации и использования механизмов саморегулирования. Как результат – подрыв коррупционных стимулов, снятие бюрократических барьеров для развития предпринимательства и значительное сокращение штата чиновников, с возможностью обеспечения их занятости, а также создания новых рабочих мест в создаваемых СРО и организациях-членах, что более чем актуально в сегодняшних условиях. На очереди – введение саморегулирования деятельности кадастровых инженеров.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости