- Определение конкурентоспособности предприятий и продукции МСП:
1) Конкурентоспособность предприятия – способность предприятия выживать в условиях конкуренции,
2) Конкурентоспособность продукции МСП выражается отношением полезного эффекта к цене его потребления. - Конкуренция может быть добросовестной (за счет повышения конкурентоспособности продукции) и недобросовестной (за счет нарушения общих правил конкуренции, включая коррупцию).
- Актуальные проблемы коррупции при осуществлении предпринимательской деятельности:
1) откуп от контролирующих инстанций с целью ухода от ответственности, с целью экономии производственного времени,
2) использование контролирующих органов для давления на конкурентов,
3) сговор с представителем власти для получения государственного (муниципального) заказа,
4) «ускорение» административных процедур. - Коррупционный административный ресурс – важный значимый фактор конкурентоспособности предприятий.
- Распространение коррупции является причиной неблагоприятного отбора на рынках: конкурентоспособными оказываются не предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, а предприятия, обладающие преимуществом в использовании коррупционного ресурса. Ресурсы предприятий расходуются не на повышение конкурентоспособности продукции, а на «коррупционные» нужды.
- Крупный бизнес обладает несомненным преимуществом в использовании административных ресурсов за счет эффекта масштаба.
- В результате конкурентоспособность продукции МСП тем ниже, чем выше уровень коррупции.
- Эффект кризисных явлений на коррупцию:
1) Откуп от контролирующих инстанций – повысился в связи с повышением «административного прессинга».
2) Давление на конкурентов – повысилось в связи с общим падением спроса и ростом конкуренции.
3) Сговор в области госзаказа – усилился в связи с общим снижением (ожиданием снижения) государственных расходов.
4) «Ускорение» административных процедур – возможно, повысился, возможно, понизился. - Кризис оказывает усиливающее воздействие на негативное влияние коррупции на конкурентоспособность продукции МСП.
- Антикоррупционная политика государства и поддержка малого бизнеса в условиях коррупции носят, преимущественно, имитационный характер.
- Успешность стратегии выживания и развития МСП в условиях кризиса:
1) Индивидуальные стратегии – преимуществом обладают, как правило, коррупционные стратегии, предполагающие инвестирование в коррупционный ресурс – тупиковый путь развития МСП.
2) Коллективные стратегии – возможен успех антикоррупционной стратегии, предполагающей коллективное противодействие коррупции и инвестиции в повышение конкурентоспособности продукции – эффективный путь развития МСП. - Основная задача сообществ предпринимателей и экспертов – выработка и реализация коллективных антикоррупционных стратегий.