Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Недооцененная оценка

Хотелось бы в очередной раз сказать несколько слов об ошибках, совершаемых при формировании и, как следствие, при реализации политики поддержки сферы малого предпринимательства.

В 2003-2007 годах малое предпринимательство являлось одним из самых динамичных секторов российской экономики, демонстрируя ежегодный рост от 5 до 10% по основным показателям деятельности малых предприятий – количеству предприятий, числу занятых на них, объемам оборотов и инвестиций на малых предприятиях. В 2008-2009 годах ситуация изменилась. Речь, прежде всего, идет не о финансово-экономическом кризисе, проявившемся в конце 2008 года, который, безусловно, оказал негативное влияние на рассматриваемый сектор, а о новой системе статистического учета малых предприятий, которая пока не позволяет оценивать основные тенденции развития малого предпринимательства.

Как известно, с 1 января 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», установивший новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. При этом наряду с малыми предприятиями закон выделил также микропредприятия и средние предприятия. В связи с установлением новых критериев с 2008 года исчезла возможность проводить исследования динамики развития малого предпринимательства в сравнении с предыдущими периодами. Сказать о том, увеличилось или уменьшилось количество малых предприятий и число занятых на них в 2008 году по сравнению с 2007 или 2006 годом, не представляется возможным.

В настоящий момент Федеральная служба государственной статистики раскрывает данные только о малых предприятиях, без учета микропредприятий. Можно констатировать, что данные о деятельности микропредприятий и средних предприятий находятся в разрозненном состоянии. Официальные оценки деловой активности, количестве таких предприятий и численности занятых на них за 2008 год или за 1 квартал 2009 года отсутствуют. Фактически отсутствуют и официальные оценки вклада малого и среднего предпринимательства в ВВП России. Федеральная служба государственной статистики не приводила оценок данного показателя с 2005 года. Лишь в середине мая 2009 года при презентации проектной карты «Развитие малого и среднего предпринимательства» Министерство экономического развития решилось озвучить официальную цифру: по мнению министерства, вклад продукции, производимой малыми предприятиями в совокупный объем ВВП составляет 21 %. При этом рост показателя по сравнению с данными на 1 января 2008 года составил 4%. Однако каковы основные составляющие этого роста остается только догадываться, министерство не сформулировало официального мнения на этот счет.

Сложившаяся ситуация с официальной статистикой, наводит о мысль о том, что органы государственной власти, реализующие государственную политику в сфере малого предпринимательства, мало что знают о реальном состоянии дел в этой сфере. Кто такой типичный предприниматель в России, каковы его потребности, интересы и цели – ответы все эти вопросы вряд ли известны ответственным должностным лицам. Факт оторванности от окружающей действительности, в частности, проявляется при формировании программных мер поддержки малого предпринимательства на разных уровнях государственной власти. Зачастую предлагаемые меры поддержки кочуют из одной программы в другую, дублируя друг друга и не изменяя своего содержания, не всегда ясны отраслевые приоритеты поддержки малого предпринимательства, а также возможные меры поддержки на различных этапах жизненного цикла предприятия. А что такое малое инновационное предпринимательство или предпринимательство в научно-технической сфере, о развитии которого уже не раз говорилось в официальных докладах по тематике развития инновационной экономике? Границы сектора инновационного предпринимательства до сих пор не определены в законодательстве, что не позволяет разрабатывать целенаправленные меры его поддержки и развития.

Симптоматично, что в мае-июне 2009 года, когда в соответствии с постановлением Правительства от 13 октября 2008 года №753 26 федеральным ведомствам была поставлена задача разработать ведомственные целевые программы развития малого и среднего предпринимательства, первым же вопросом, который так и не был качественно решен, стал вопрос о том, сколько малых и средних предприятий функционирует в курируемых ведомствами сферах деятельности. Официальная статистика Росстата не всегда содержала информацию на этот счет. К началу июня процесс разработки ведомственных программ в целом завершился. Следствием отсутствия адекватной информации об основных тенденциях развития малых и средних предприятий, занимающихся отдельными видами деятельности, стал формальный подход к формированию ведомственных программ.

Для понимания основных процессов, происходящих в малом предпринимательстве, требуется детальное изучение данной сферы. Большую роль здесь могла бы сыграть сплошная статистическая перепись малых предприятий. Такое исследование надо было запускать в 2008 году, сразу после вступления в силу нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства. Однако в соответствии с положениями закона сплошные статистические наблюдения начнут проводиться лишь с 2010 года. При этом есть большая вероятность того, что в связи с финансово-экономическим кризисом эти наблюдения не будут обеспечены соответствующими ресурсами. В условиях отсутствия системы сплошного статистического наблюдения выявление тенденций развития и потребностей малых предприятий могло бы проводиться в рамках комплексных социологических исследований сферы предпринимательства. Возможно, подобные социологические исследования в настоящий момент – это единственный путь получать адекватную информацию о малых предприятиях. Пока же можно утверждать, что в ближайшее время государственная политика поддержки малого предпринимательства вряд ли будет соотноситься с реальным состоянием дел в этой сфере.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости