Дата:
16.10.2009
Эксперты: Буев Владимир Викторович
В российских условиях тема развития малого предпринимательства всегда подспудно приобретала не экономический, и даже не социальный, а политический разрез. Хотя, разумеется, видимая часть (на уровне деклараций) всегда носила тот характер, какой ей и было положено носить.
Если президент фактически сделал «идею малого бизнеса» одной из основополагающих своего четырехлетнего срока, то уж исполнительной власти как будто сам бог велел встать «во фрунт» и продемонстрировать небывалую активность. А по сути: под флагом «поддержки и развития» малого бизнеса у ведомств-лоббистов появилась возможность по крайней мере попытаться выбить из государственного бюджета значительные ресурсы под совсем другие в реальности цели. Ведомства и не преминули этим воспользоваться.
Летом-осенью текущего года свыше десятка федеральных органов исполнительной власти насочиняли собственные проекты ведомственные (отраслевые) программы о том, как будут поддерживать малое и среднее предпринимательство, запросив «на благое дело» свыше полутриллиона рублей в течение последующих 3 с небольшим лет. Такого российская история за прошедшие 20 рыночных лет просто не знала.
Между тем была «забыта» или завуалирована основная задача, которую должно решать государство – создание благоприятных законодательных условий развития сектора, снятия административных барьеров (уже сам термин в процессе его многолетнего употребления почти затерся).
Возьмем, например, Министерство промышленности и торговли. В качестве одной из задач проекта программы сие ведомство заявляет сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации (и ее перевод в режим добровольного декларирования), предполагая разработать соответствующее постановление. 300 видов продукции планируется перевести из режима обязательно сертифицируемых в режим декларируемых в 2009 году и 300 – в 2010. Между тем эта задача в рамках реформы технического регулирования стоит перед ведомством аж с 2003 года, когда был принят закон «О техническом регулировании», без обиняков диктующий ежегодно утверждать и уточнять такие перечни. Были и иные решения правительства по этому поводу, но воз и ныне там. Перечня как не было, так и нет. Вопрос: если министерству уже сегодня известно, что несколько сот видов деятельности в обязательной сертификации не нуждаются, зачем ждать два года, чтобы это сделать? Не проще ли взять и отменить? Сам вопрос риторический, поскольку ответ очевиден: обязательно сертифицируемая продукция – это огромный административный рынок, контроль за которым позволяет получать серьезную административную ренту, от которой «ответственные» и «курирующие» чиновники просто так не откажутся. Поэтому лучше отнести на далекое будущее, а там ... либо падишах помрет, либо ишак сдохнет.
Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.