Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

217 проблем

Принятие Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее также – Закон) призвано стать важным этапом в развитии малого инновационного предпринимательства. Однако оценка возможного влияния данного закона на развитие инновационного предпринимательства является неоднозначной. Связано это, прежде всего, с теми проблемами, которые в настоящий момент препятствуют созданию новых предприятий на базе научных и образовательных учреждений:

  1. Организационные сложности. На данный момент нерешенными являются проблемы, связанные с:
  2. - схемой предоставления созданному инновационному предприятию производственных площадей на льготных условиях;

    - условиями доступа созданного инновационного предприятия к другим ресурсам ВУЗа / научной организации (интернет, библиотека, оборудование и т.д.).

    - обеспечением необходимых процедур внесения и утверждения соответствующих изменений и дополнений в уставы научных учреждений и высших учебных заведений.

    Согласно Закону доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная научными или образовательными учреждениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности научных или образовательных учреждений. Для реализации этой нормы должны быть внесены соответствующие изменении в уставы научных и образовательных учреждений и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым подведомственны данные учреждения (прежде всего, Генеральное разрешение Рособразования на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями). В то же время, как показывает практика, внесение и последующее согласование изменений в уставных документов с контролирующими органами требует длительного времени (по экспертным оценкам, от полугода до года).

    Открытым также остается вопрос с внесением в уставный капитал результатов интеллектуальной деятельности (далее также – РИД). Большая часть таких результатов на данный момент не стоит на балансе образовательных учреждений, поэтому в уставной капитал им вносить фактически нечего.

    Необходимо также обратить внимание на отсутствие разработанных механизмов разрешения конфликтов интересов. Участие образовательных и научных учреждений в создании инновационных предприятий сопряжено с конфликтом интересов, вытекающим из финансовых взаимоотношений с предприятиями. Участие в деятельности созданного предприятия не должна отвлекать сотрудников образовательных и научных учреждений, студентов, аспирантов от проведения академических исследований и участия в образовательном процессе. В зарубежной практике для преодоления потенциальных конфликтов интересов образовательными учреждениями и органами государственной власти принимаются специальные меры1. Аналогичным образом, не проработаны вопросы об особенностях трудовой деятельности сотрудников созданных предприятий: что в данном случае будет считаться основным местом работы (должен ли сотрудник образовательного или научного учреждения переводиться в штат созданной организации или может работать по совместительству), будет ли предоставлена возможность сотрудникам уйти в создаваемое хозяйственное общество и, в случае необходимости, вернуться на прежнее место работы и т.п. вопросы.

    Закон определяет исключительно возможность создания предприятий. Значительное число вопросов создания предприятий, их взаимодействия в процессе работы и передачи интеллектуальной собственности пока остаются без ответа. На сегодняшний день существуют лишь «Рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», подготовленные Министерством образования и науки Российской Федерации. В этой связи актуальной задачей представляется разработка ряда методических документов, направленных на решение основных проблем, связанных с учреждением и функционированием малых предприятий, создаваемых при высших учебных заведениях, а также с передачей научных разработок высшего учебного заведения малым предприятиям.

    Более того, имеется необходимость усиления разъяснительно-консультативной деятельности по вопросам применения Закона. Так, например, проведен семинар для проректоров ВУЗов по научной работе по теме «Направления совершенствования и механизмы повышения эффективности научных исследований в ВУЗах» (17-19 сентября 2009 года в г. Пушкин). Однако в семинаре приняли участие лишь менее трети ВУЗов (108 представителей).

  3. Препятствия для реализации Закона, содержащиеся в действующем законодательстве и не позволяющие созданным на базе образовательных и научных учреждений предприятиям пользоваться существующими льготами. В связи со спешкой при принятии Закона поправки в другие связанным с ним нормативные правовые акты не были подготовлены.
  4. Так, например, для применения упрощенной системы налогообложения в Налоговом кодексе РФ предусмотрены специальные ограничения: не вправе переходить на данный специальный режим юридические лица, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более двадцати пяти процентов (см. пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). С другой стороны, доля образовательного или научного учреждения в уставном капитале созданного предприятия ограничена Законом: для акционерного общества такая доля должна составить более чем двадцать пять процентов, а для общества с ограниченной ответственностью – более чем одну треть.

    Специфика бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях такова, что постановка на баланс РИД приводит к необходимости уплаты налога на прибыль еще до того, как право использования РИД будет внесено в создаваемое хозяйственное общество. При этом у бюджетной организации может просто не быть финансовых средств для уплаты данного налога.

  5. Проблемы, обусловленные характером развития инновационной системы в Российской Федерации. Так, у большинства образовательных и научных учреждений отсутствует соответствующая инфраструктура и материально-техническая база (свободные помещения, организационные структуры, содействующие коммерциализации технологий и т.п.) для развития малых инновационных компаний.
  6. Кроме того, одним из основных препятствий для развития малого инновационного предпринимательства на базе образовательных и научных учреждений является недостаток квалифицированных специалистов для организации инновационного бизнеса, в том числе низкий уровень подготовки студентов и выпускников. В этой связи особое внимание необходимо уделить:

    - разработке и реализации программ по созданию многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной сферы;

    - разработке и реализации программ повышения квалификации для сотрудников инновационных компаний, создаваемых на базе образовательных и научных учреждений;

    - обеспечению целевой подготовки специалистов в ВУЗах (магистерские программы, программы по организации инновационного бизнеса в рамках специализированных научно-образовательных центров и корпоративных университетов);

    - обеспечению подготовки в ВУЗах специалистов и бакалавров по управлению инновационной деятельностью и коммерциализацией результатов НИОКР.

    С другой стороны, предпринимательский сектор экономики не заинтересован в финансировании рисковых и дорогостоящих инновационных проектов, имеющих длительный срок окупаемости. Низкий спрос на инновации со стороны крупных и средних предприятий является существенным препятствием для развития малых инновационных компаний.

    Таким образом, на данный момент можно констатировать, что инновационного прорыва и бума создания новых предприятий так и не произошло. Вопросов по применению рассматриваемого закона остается пока больше, чем ответов.


1 См., например, Судакова Н.А. Стартовые компании в исследовательских университетах США: проблемы организации и функционирования // США – Канада. Экономика, политика, культура. № 7. Июль 2009. C. 111-127.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости