Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Насколько целесообразно освобождение от налогов (или от их части, например, от налога на прибыль) видов деятельности, которые связаны с образованием и обеспечением здоровья человека, и к чему может привести реализация этих идей?

В начале 2010 года из уст первого вице-премьера Игоря Шувалова прозвучала мысль о возможности освобождения "от большинства налогов" тех видов деятельности, которые связаны с образованием и обеспечением здоровья человека. Подобного рода мера, по представлениям, призвана содействовать развитию частного бизнеса в этих отраслях экономики.
Николай Смирнов ответил на вопрос: «Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно освобождение от налогов (или от их части, например, от налога на прибыль) данных видов деятельности и к чему реально может привести реализация этих идей?»


Тот факт, что сферы образования и здравоохранения являются общественно значимыми, то есть сопровождаются позитивными внешними эффектами в потреблении, в настоящее время является общепризнанным. Если эти внешние эффекты не учитывать и не принимать дополнительные меры стимулирования, которые могут носить самый разный характер, то указанные блага будут производиться в недостаточном количестве. Но в нем ли счастье?

Если применить механизм налоговых льгот, то предложение образования и здравоохранения, конечно, может увеличиться (зависит от эластичности), но не обязательно. Известно из российской практики изменения налоговых ставок: эластичность предложения при повышении налогов высокая, то есть часть предприятий вынуждены уйти с рынка, а вот при понижении налогов – низкая (помним случай с НДС), то есть роста не происходит. Даже если предположить, что рост в силу повышения конкуренции произойдет, то количество может не перейти в качество, а быть обеспечено за его счет.

Кроме того, что здравоохранение и образование обладают общественной значимостью, эти блага относятся к группе так называемых «доверительных», то есть определение их реальной полезности для потребителей осложнено не только до потребления, но и после. Если снизить налоги, сопровождающие их производство, то большее количество производителей захочет и сможет войти на этот рынок. Но что это будут за производители? Часть из них, безусловно, окажется недобросовестными, так как снижение налогов никак не влияет на улучшение ситуации. А потребители не смогут эффективно различать качественные услуги от некачественных в силу их доверительных свойств. Кроме этого, указанные сферы могут привлечь теневой капитал, обеспечивающий отмывание доходов и уход от налогообложения. В результате качество здравоохранения и образования может еще больше снизиться, а это для граждан хуже всего.

Реформы образования и здравоохранения не сводятся к мерам фискальной политики, а институциональные преобразования часто дают отрицательный эффект, ярким свидетельством чего стала система ЕГЭ. И без значительного повышения ответственности лиц, принимающих эти решения, без публичности их принятия улучшение ситуации маловероятно.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости