В начале 2010 года из уст первого вице-премьера Игоря Шувалова прозвучала мысль о возможности освобождения "от большинства налогов" тех видов деятельности, которые связаны с образованием и обеспечением здоровья человека. Подобного рода мера, по представлениям, призвана содействовать развитию частного бизнеса в этих отраслях экономики.
Николай Смирнов ответил на вопрос: «Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно освобождение от налогов (или от их части, например, от налога на прибыль) данных видов деятельности и к чему реально может привести реализация этих идей?»
Тот факт, что сферы образования и здравоохранения являются общественно значимыми, то есть сопровождаются позитивными внешними эффектами в потреблении, в настоящее время является общепризнанным. Если эти внешние эффекты не учитывать и не принимать дополнительные меры стимулирования, которые могут носить самый разный характер, то указанные блага будут производиться в недостаточном количестве. Но в нем ли счастье?
Если применить механизм налоговых льгот, то предложение образования и здравоохранения, конечно, может увеличиться (зависит от эластичности), но не обязательно. Известно из российской практики изменения налоговых ставок: эластичность предложения при повышении налогов высокая, то есть часть предприятий вынуждены уйти с рынка, а вот при понижении налогов – низкая (помним случай с НДС), то есть роста не происходит. Даже если предположить, что рост в силу повышения конкуренции произойдет, то количество может не перейти в качество, а быть обеспечено за его счет.
Кроме того, что здравоохранение и образование обладают общественной значимостью, эти блага относятся к группе так называемых «доверительных», то есть определение их реальной полезности для потребителей осложнено не только до потребления, но и после. Если снизить налоги, сопровождающие их производство, то большее количество производителей захочет и сможет войти на этот рынок. Но что это будут за производители? Часть из них, безусловно, окажется недобросовестными, так как снижение налогов никак не влияет на улучшение ситуации. А потребители не смогут эффективно различать качественные услуги от некачественных в силу их доверительных свойств. Кроме этого, указанные сферы могут привлечь теневой капитал, обеспечивающий отмывание доходов и уход от налогообложения. В результате качество здравоохранения и образования может еще больше снизиться, а это для граждан хуже всего.
Реформы образования и здравоохранения не сводятся к мерам фискальной политики, а институциональные преобразования часто дают отрицательный эффект, ярким свидетельством чего стала система ЕГЭ. И без значительного повышения ответственности лиц, принимающих эти решения, без публичности их принятия улучшение ситуации маловероятно.