Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

О предлагаемых Правительством Российской Федерации мерах по поддержке малого и среднего бизнеса

Выступая 23 марта 2010 года на Инновационном форуме по малому и среднему предпринимательству, проведенному «Опорой России», премьер-министр страны Владимир Путин перечислил меры по поддержке малого и среднего бизнеса, которые будут реализовываться правительством:

• компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (по сути - сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%);
• освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование;
• отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг (при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке);
• освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования;
• снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров;
• узаконивание практики использования внедренческими предприятиями помещений и оборудования своих учредителей на льготной основе;
• определение на федеральном уровне перечня видов деятельности, где введение патентов является обязательным (с возможностью дополнять этот перечень на местах);
• освобождение от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты предпринимателей, работающих по патенту;
• передача в местные бюджеты значительной и даже большей части поступлений доходов от продажи патентов;
• продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, - и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений;
• ускорение принятия закона о досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки; введение бессрочного лицензирования и максимально оперативная передача его в электронную форму;
• продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса;
• дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд. рублей – на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1 млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе;
• выделение 2 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции;
• обеспечение Фондом реформирования ЖКХ более широкого участия малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

Алексей Шестоперов высказал свою точку зрения относительно реализуемых государством и предлагаемых к реализации мер.


Общее впечатление от высказанных инициатив сложилось очень положительное. Все предложенные меры, безусловно, нужные и правильные. Некоторые из мер активно и широко обсуждаются в экспертном сообществе, их принятие давно назрело. Так, то, что реформа ЕСН негативно повлияет на инновационную сферу, было известно еще при разработке этой реформы. Сохранение ставки страховых взносов для высокотехнологичных предприятий является попыткой смягчить это негативное влияние.

Ряд других мер явились следствием недоработок прошлого. Например, что мешало законодателю снять все ограничения по использованию упрощенной системы налогообложения для предприятий, создаваемых вузами и научными учреждениями, сразу при обсуждении и принятии закона, позволяющего им создавать малые предприятия (217-ФЗ)?

Выступление премьер-министра является своего рода политическим сигналом для Правительства, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателей, попыткой продемонстрировать активность в сфере поддержки предпринимателей. В то же время, представляется, решающую роль в реализации любой из заявленных мер будет играть механизм, то есть последовательность действий, которые будут предприниматься, порядок таких действий. Здесь же все не так однозначно. Конкретных механизмов достижения результатов в выступлении не было предложено.

Для эффективной реализации мер еще предстоит решить задачи по:

• определению границ деятельности высокотехнологичных и инновационных предприятий;

• определению понятия «высокотехнологичная продукция»;

• определению критериев отнесения хозяйствующих субъектов к «предприятиям, внедряющим «энергоэффективное оборудование»;

• определению порядка и основных направлений выделения средств на развитие предпринимательства на Северном Кавказе, на программы содействия малому бизнесу в моногородах, на поддержку малых и средних инновационных компаний, на поддержку предприятий, осуществляющих экспорт высокотехнологичной продукции;

• и т.д. и т.п.

Решение этих задач может быть затянуто, в ходе согласования документов смысл и цель мер могут быть искажены. Как работает бюрократический аппарат в России – всем известно.

Не понравилось же несколько вещей.

В озвученном перечне мер «малые и средние» предприятия фактически отождествлялись друг с другом. На наш взгляд, это не совсем корректно. Все-таки потребности у микро-, малых и средних предприятиях в поддержке со стороны государства отличаются друг от друга. В этом смысле все меры больше похожи на меры по улучшению общего предпринимательского климата.

Кроме того, фактически отсутствуют меры по обеспечению дополнительной финансовой поддержки малых предприятий. В этой сфере все не так благополучно. Спрос малых предприятий на кредитные ресурсы, по оценкам экспертов, составляет несколько трлн. рублей. При этом общеизвестно, что существующие процентные ставки по кредитам мало подъемны для малого бизнеса. Видимо, государство посчитало, что эти проблемы и так решаются.

Наконец, хотелось бы, чтобы инициативы по улучшению ситуации в сфере деятельности как малых, так и средних предприятий на высшем уровне предлагались и реализовывались чаще. Раз в год, как это делается сейчас, – больше похоже на подарок, а не на системную работу.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости