Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

О предлагаемых Правительством Российской Федерации мерах по поддержке малого и среднего бизнеса

Выступая 23 марта 2010 года на Инновационном форуме по малому и среднему предпринимательству, проведенному «Опорой России», премьер-министр страны Владимир Путин перечислил меры по поддержке малого и среднего бизнеса, которые будут реализовываться правительством:

• компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (по сути - сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%);
• освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование;
• отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг (при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке);
• освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования;
• снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров;
• узаконивание практики использования внедренческими предприятиями помещений и оборудования своих учредителей на льготной основе;
• определение на федеральном уровне перечня видов деятельности, где введение патентов является обязательным (с возможностью дополнять этот перечень на местах);
• освобождение от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты предпринимателей, работающих по патенту;
• передача в местные бюджеты значительной и даже большей части поступлений доходов от продажи патентов;
• продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, - и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений;
• ускорение принятия закона о досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки; введение бессрочного лицензирования и максимально оперативная передача его в электронную форму;
• продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса;
• дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд. рублей – на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1 млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе;
• выделение 2 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции;
• обеспечение Фондом реформирования ЖКХ более широкого участия малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

Александр Шамрай высказал свою точку зрения относительно реализуемых государством и предлагаемых к реализации мер.


В целом по инициативе председателя Правительства можно сказать, что определенный оптимизм она внушает. Вспоминается прошлогодняя история с ЕНВД и кассовыми аппаратами, что позволяет надеяться на (хотя бы частичную) реализацию и предлагаемых ныне мер. Что же касается конкретных предложений, то они в большинстве своем едва ли могут считаться революционными, что, однако, не исключает их потенциальной полезности. Детальнее хотел бы остановиться на нескольких мерах:

- Компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (по сути - сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%)

Эта инициатива, безусловно, крайне важна для высокотехнологичных предприятий, в частности в тех сферах деятельности, где высока доля издержек на заработную плату. Пожалуй, это один из первых примеров предоставления действительно значимых льгот для инновационного бизнеса. Основной же вопрос заключается в детерминированности понятия «высокотехнологичное предприятие», однако, решение этого вопроса уже осуществляется и правовое закрепление ключевых терминов, по всей видимости – вопрос времени.

- Освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование

Мера скорее относится к энергосбережению, чем к поддержке МСП, однако создает довольно заметный стимул для предприятий внедрять энергоэффективные технологии – своего рода удачное решение при «охоте за двумя зайцами».

- Отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг (при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке)

Каким образом эта мера должна стимулировать развитие малых и средних предприятий (а не только обогащать их владельцев, решивших выйти из бизнеса) для меня является загадкой. Наиболее вероятно, что эта инициатива встретит также серьезное сопротивление со стороны Минфина, что при дефиците содержательной обоснованности предлагаемого нововведения скорее всего ее «похоронит».

- Освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования

Эта инициатива определенно вызовет много критики со стороны людей, привыкших видеть в любой льготе лазейку для оппортунистов, однако, как мне представляется в данном случае положительный эффект вполне может и даже должен перевесить возможные негативные последствия. И уж если на снижение стоимости услуг, как образовательных, так и медицинских учреждений рассчитывать едва ли приходится, то возможный приход новых экономических агентов в отрасли, ставшие несколько более привлекательными для инвестиций, вполне может оказать позитивное воздействие на конкурентную среду и заполнить ниши, которые в настоящее время еще не освоены.

- Снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров

С одной стороны предлагаемая мера выглядит привлекательной для таких компаний. С другой же – возникает вопрос, не породит ли это «синдром малыша» с вытекающим из него желанием отсиживаться на «упрощенке» как можно дольше, при этом подчас искусственно сдерживая свой рост. Кроме того, возникают определенные вопросы в части прозрачности учета интеллектуальной собственности при использовании ЕНУС. В данной формулировке инициатива представляется сомнительной.

- Продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, - и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений

Мера определенно положительная, при этом вполне ожидаемая. За примерами продления срока действия особых упрощенных режимов далеко ходить не надо – «дачная амнистия», перерегистрация ООО – не воспиталась еще в России культура делать все в обозначенный срок. Сама по себе льготная приватизация – несомненно важный для малого бизнеса инструмент, что особенно актуально в условиях кризиса и соответствующего сокращения доступности заемных ресурсов.

- Продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса

Тема сокращения перечня сертифицируемых товаров лежит далеко за пределами вопросов государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса. Тем не менее, проблема эта наиболее остро стоит именно для МСП, что председатель Правительства, по всей видимости, достаточно отчетливо понимает. Остается надеяться на интенсификацию этого процесса, изрядно уже затянувшегося без явных экономических и социальных причин. Те же самые соображения относятся и к уведомительному порядку начала бизнеса, с той лишь ремаркой, что это сравнительно новое веяние в российской практике и оно имеет шанс пройти свой эволюционный путь быстрее.

- Дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд. рублей – на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1 млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе

Если тема финансирования Северного Кавказа лежит в плоскости внутренней политики, то выделение дополнительного финансирования на моногорода и инновационные компании представляется сомнительным. При этом скепсис вызывает не столько сам факт выделения денег на развитие малого бизнеса (тем более инновационного, долгих лет ему здоровья) сколько факт их выделения в рамках существующей системы поддержки. В условиях, когда требуется пересмотр парадигмы этой системы, выделение дополнительного финансирования больше походит на латание дыр в режиме ручного управления.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости