По сообщению «Российской газеты» (федеральный выпуск №5145 (66) от 31 марта 2010г.), в МВД обсуждается возможность возвращения к обязательному лицензированию и регистрации полиграфической, типографской и любой множительной техники, особенно – ввозимой из-за рубежа. Необходимость введения меры в МВД объясняют практически безупречным качеством подделок и ростом количества фальшивых денег, «гуляющих» по стране и «оседающих» в хранилищах банков.
Николай Смирнов дал свою оценку обсуждению такой возможности.
На моей памяти это предложение возникло не впервые. Некоторые представители правоохранительных органов, видимо, рассматривают лицензирование в качестве своего рабочего метода. В действующей системе отчетности он действительно позволяет достичь заметных успехов. Если в условиях свободного рынка приходится раскрывать преступления, в данном случае подделку денежных знаков, что является достаточно сложной работой, то на рынке лицензий достаточно показать рвение. Примерно такое: «в ответ на разгул фальшивомонетничества (и вообще чего угодно) органы МВД доблестно отобрали N лицензий у так называемых недобросовестных пользователей». Выглядит изящно, но проблем не решает.
Рациональное объяснение желания введения лицензирования в ответ на преступность заключается, видимо, в том, что, по мнению сотрудников МВД, лицензирование способно отделить правильно используемую технику от той, на которой можно печатать деньги. В таком случае возникает вопрос: МВД хочет само выдавать на нее лицензии? То есть проблема не в том, что деньги подделываются, а в том, что это слишком часто происходит без участия и ведома милиции? Конечно это вряд ли.
Лицензирование стало бы лишь очередным барьером только для добропорядочных пользователей, а фальшивомонетчики всегда могут напечатать достаточно денег для покупки любой лицензии. Но и это вполне укладывается в рациональную логику барьеростроителей, реагирующих на любые раздражения желанием лицензировать. Это проще и выгодней, чем бороться с преступностью.
Таким образом, обсуждая возможность введения лицензирования по причине неспособности справиться с преступниками, эти представители МВД тем самым еще раз подчеркнули острую необходимость реформирования своего ведомства.